|
|
Анатол Цэрану | |
На прошлой неделе была передана новость о намерении Европейского союза лишить Венгрию более 70 процентов причитающихся ей европейских средств на период до 2027 года под предлогом нарушения венгерским правительством норм правового государства. По мнению ряда экспертов, на это решение во многом повлияла и позиция Будапешта в отношении России, развязавшей войну против Украины. В частности, Венгрия договорилась с Москвой о преференциальной цене на газ, тем самым подорвав позицию солидарности ЕС в отношении экономического эмбарго, примененного к России на основании российской военной агрессии в Украине. Действительно, венгерское правительство Виктора Орбана договорилось с компанией „Газпром” о выгодной цене на поставляемый в Венгрию газ, но теперь кажется, что потери европейских фондов финансирования Будапешта намного превысят выгоды от дешевой цены на российский газ.
Венгерский прецедент показывает, стоит ли Майе Санду ехать в Москву или нет
Венгерский прецедент должен послужить уроком для Республики Молдова, когда краткосрочный выигрыш в политике оборачивается большими потерями в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Сегодня в Кишиневе значительная часть политической оппозиции требует от правительства и, в частности, от президента Майи Санду немедленно запросить аудиенцию у Владимира Путина, тем самым начав по модели Венгрии и Сербии переговоры о цене на российский газ, поставляемый в Республику Молдова. Такой сценарий, реализованный на практике, не оставляет сомнений относительно условий Москвы для его запуска. Очевидно, что за относительно дешевый российский газ Республике Молдова придется отказаться от позиции солидарности с Украиной в войне против российской военной агрессии, осложнив тем самым отношения Кишинева с ЕС, а также расплачиваться ограничением суверенитета своего государства в так называемом политическом урегулировании приднестровского конфликта по образцу меморандума Козака. Требовать сегодня от Майи Санду поехать в Москву в геополитической ситуации, сложившейся в результате войны в Украине, равносильно признанию политической некомпетентности просителей проделывания этого шага, если только речь тут не идет о ходатайствах кремлевских агентов влияния в Молдове.
Съежившийся на диване Путин и восседающий „на троне” Эрдоган
Хотя война в Украине далека от завершения, ее последствия и геополитические перспективы для России проявляются все более очевидно. Россия безвозвратно теряет в глазах международного сообщества свой статус великой мировой державы, а ее армия, еще вчера считавшаяся второй самой мощной в мире, дискредитировала себя некомпетентностью и непрофессионализмом на поле боя в Украине. Более того, из-за авантюристической политики путинского режима Россия все больше превращается в изгоя международных отношений, престиж которого стал оспариваться даже на уровне протокольных проявлений. Так, на прошлой неделе удовольствием для международных СМИ стали вирусные изображения и комментарии, касающиеся участия Путина в работе саммита Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Узбекистане, на которых российский президент скорчившись сидит на диване рядом с другими руководителями государств, а во главе церемонии на отдельном месте доминирующе восседает президент Турции Реджеп Эрдоган. В лавине новостей с саммита особо выделяются наблюдения ряда корреспондентов того, что российский президент уже не опаздывает на официальные встречи, как это случалось в прошлом, теперь наступили времена, когда на встречу с ним опаздывают другие, заставляя его непривычно ждать своего собеседника.
В рамках ШОС российский президент Владимир Путин провел встречи с лидерами Китая, Турции, Ирана, Индии и других стран Азии. Для Путина отношения с этими странами стали чрезвычайно важными в то время, когда Россия после начала войны в Украине практически разорвала отношения с Западом. И хотя на саммите не прозвучало принципиально новых заявлений о сотрудничестве этих государств, зато стало заметно охлаждение тона подходов китайской стороны по отношению к Москве. Председатель КНР Си Цзиньпин дал ясно понять, что Китай не будет поставлять России оружие для войны в Украине. В то же время китайский лидер предупредил Путина о своей поддержке территориальной целостности и суверенитета Казахстана, последний открыто бросил вызов Москве своим отказом признать находящиеся под контролем России самопровозглашенные республики на востоке Украины, и уклонился от оказания помощи России в ее попытке обойти международные санкции. Пекинский лидер чётко сказал, что не позволит Москве повторить в Казахстане сценарии Крыма и Донбасса, тем самым доведя до сведения, что положен конец претензиям России на исключительное геополитическое доминирование на постсоветском пространстве в Средней Азии.
Помимо позорящей символистики в плане имиджевого поведения, а также подчеркнуто глубокой обеспокоенности позицией Китая, Владимиру Путину преподнесли и другие неприятные сюрпризы в отношениях с участниками саммита в Узбекистане. Самые тревожные сигналы дали некоторые лидеры о том, что продолжением войны в Украине Путин идет по ложному пути. Самым четким было замечание премьер-министра Индии Нарендры Моди, который прямо сказал Путину по поводу ситуации в Украине, что сейчас не эра войны. Кремлевский лидер молча проглотил это замечание.
Война ослабила позиции России на постсоветском пространстве
Как говорится, из огня да в полымя, для московского режима стало кошмаром возобновление боевых действий между Арменией и Азербайджаном, а также между двумя другими бывшими советскими республиками, Кыргызстаном и Таджикистаном. Россия традиционно поддерживала Армению в ее территориальном споре с Азербайджаном, который длится еще со времени падения коммунизма. Однако теперь, когда Россия погрязла в войне в Украине, Азербайджан, активно поддерживаемый Турцией, пренебрегает авторитетом России в кавказском регионе и открыто ведет военные действия против Армении, союзника России. И в территориальном споре между Кыргызстаном и Таджикистаном Москва уже не имеет достаточного политического влияния, чтобы избежать периодических военных столкновений между этими двумя государствами на постсоветском пространстве.
Даже если, судя по всему, последние военные столкновения напрямую не связаны с войной в Украине, Россия традиционно отводила себе роль главного арбитра на постсоветском пространстве, где она имела решающее влияние на развитие событий. Но российское вторжение в Украину полностью изменило баланс сил в регионе, на который Россия претендует как на зону своего преимущественного геополитического влияния, которая уже стала полем битвы за российское, китайское и западное влияние. И в этой борьбе Россия находится в оборонительной позиции, потери позиций, рассчитываясь тем самым за промах войны в Украине.
Начав „специальную военную операцию” в Украине, фактически полноценную войну против соседнего славянского государства, путинская Россия столкнулась с политическими, военными, экономическими и геостратегическими последствиями, подобными последствиям проигранной войны. Последние события на военном фронте в Украине демонстрируют всю слабость российской армии, которая уже не способна поддерживать организованную Россией систему безопасности на территории бывшего СССР. Эта система, воплощенная в Договоре о коллективной безопасности в рамках некоторых государств СНГ, предназначалась не столько для обеспечения обороны этих стран, сколько прежде всего для политического и военного контроля над ними со стороны России. Возобновление конфликта в Нагорном Карабахе, а также на границе Кыргызстана и Таджикистана показывает, что Россия больше не способна ни в политическом, ни в военном отношении играть роль гаранта безопасности на постсоветском пространстве.
Роковые последствия еще не закончившейся войны
Война в Украине далека от завершения, а путинская Россия уже отмечает роковые последствия этой войны. Во-первых, Путин своей авантюрой в Украине заново изобрел НАТО и вместо того, чтобы свести к минимуму присутствие НАТО на границах с Россией, фактически открыл путь для расширения НАТО на восток, нанеся непоправимый ущерб военно-политической безопасности России, задуманной в ее традиционных терминах. Кроме того, российская агрессия в отношении Украины превратила Россию в изгоя в международных отношениях, опустив ее до уровня государств с маргинальной репутацией, вроде Северной Кореи или управляемого талибами Афганистана. Попавшая под международные санкции российская экономика рискует деградировать в смысле развития и технологически, что отбросит ее на несколько десятилетий назад. И вдобавок ко всему этому все больше экспертов прогнозируют неизбежность распада нынешней России на несколько государственных образований, что стало бы логическим историческим концом дрейфующей империи, которую ностальгирующий Путин пытается спасти ценой братоубийственной войны.
Активизацией решения о частичной мобилизации военнослужащих запаса российской армии для восстановления положения на фронте в Украине, Путин фактически признал провал плана так называемой специальной военной операции в соседней стране. Для него удобней остается только решение о тотальной войне с Украиной, что при отсутствии подлинной мотивации защиты родины у рядового российского гражданина неизбежно вызовет массовое недовольство общества. С того момента, когда протест внутри российского общества соединится с окончательным отторжением Путина международным соглашением, нынешнему московскому режиму придет конец. И это произойдет тем быстрее, чем больше солидарности проявит международная антивоенная коалиция, которая еще больше усилит внутреннее недовольство в российском обществе, направленное против войны, воодушевленной имперской ностальгией путинского режима.
IPN публикует в рубрике Op-Ed материалы авторов извне редакции. Высказанные ими мнения не обязательно совпадают с мнениями редакции.