logo

Республика Молдова в перспективе достижения мира в Украине. Op-Ed Анатола Цэрану


https://www.ipn.md/ru/respublika-moldova-v-perspektive-dostizheniya-mira-v-ukraine-op-ed-7978_1088563.html

 

 

В который уже раз подтверждается истина о том, что политический оппортунизм является плохим решением в кризисные моменты истории. Но у Кишинева еще есть время, чтобы занять достойную позицию в рамках грядущей новой конструкции европейской безопасности, которая неизбежно будет выстроена по окончании войны в Украине...

 

Анатол Цэрану
 

Российско-украинская война продолжается в условиях, когда путинский план молниеносной войны провалился. Украина выбрала не быть легкой мишенью для российской армии. Стратегия первых дней российского вторжения: уничтожение украинских командных центров, авиации и противовоздушной обороны, быстрый захват крупных городов и, наконец, замена руководства страны на лояльное Кремлю, была сорвана героизмом украинцев. Российская армия, так расхваливаемая официальной московской пропагандой, на самом деле не справляется в условиях войны передовых военных технологий, имеет низкий боевой дух и годится только для разрушительных бомбардировок жилых кварталов в украинских городах – действий, которые можно расценить как военные преступления.

Российский блицкриг в Украине превратился в войну на истощение. Но это не означает, что Путин готов уступить, а растущие сложности, с которыми столкнулось вторжение, по мнению ряда экспертов, делают его реакции еще менее предсказуемыми. Напротив, российский лидер, обладающий автократической политической властью, больше не может отступить, поэтому по мере того, как война становится все более трудной, а потери увеличиваются, он оказывается под все большим давлением необходимости предъявить российской общественности реальные успехи. В ходе войны в Украине на карту поставлена ​​политическая судьба Путина. Поэтому любой сценарий достижения мира в Украине, безусловно, окажется чрезвычайно сложным, и все его детали в настоящее время предвидеть невозможно.

Различные сценарии мирных переговоров

И все же любая война заканчивается подписанием мирного договора. Военные действия пока находятся в самом разгаре, на войне в Украине ежедневно гибнут сотни и даже тысячи мирных жителей и солдат, но дипломаты уже начали прощупывать почву на предмет условий мирного соглашения. Недавно состоялись первые дипломатические контакты. Украинская сторона заявила, что переговоры проходят в режиме нон-стоп, в формате видеоконференций, параллельно с ними постоянно действуют рабочие группы. После встречи в Москве премьер-министра Израиля Нафтали Беннета с президентом России Владимиром Путиным в СМИ просочились некоторые подробности „финального” предложения Москвы по выходу из кризиса, которое президент Украины Владимир Зеленский должен был принять или отвергнуть. Те же источники сообщают, что предложения россиян считаются „сложными”, но не „невыполнимыми” для украинской стороны.

В то же время, согласно другим источникам, реальные переговоры между Россией и Украиной проходят более содержательно, чем о них сообщают широкой публике. Киев сохраняет в секрете ряд деталей переговоров, так как не хочет смягчать остроту восприятия ситуации в мире. В действительности же украинские официальные лица отлично осведомлены о реальных притязаниях Путина и знают, что в случае заключения мира им придется принять драматическое решение. Эти ожидания подкрепляются и обращением Путина к киевскому руководству с предупреждением о том, что Украина может утратить свой суверенитет в случае продолжения войны. Одновременно с этим в своих публичных выступлениях российский президент озвучивает для российской аудитории оптимистичную версию вторжения в Украину, давая понять, что „все идет по плану”, и при этом угрожая военным ответом любой стране Запада, которая введет бесполетную зону – предупреждая о том, что такой шаг будет „немедленно” расценен как объявление войны России.

Наблюдаем ли мы начало новой Холодной войны?

В настоящий момент все занимаются попытками спрогнозировать то, как долго Украина сумеет давать отпор российскому вторжению, а также какова способность российской армии выдержать затяжную войну высокой интенсивности. Между тем цена, которую платит Украина, огромна. Многие украинские города начинают напоминать полностью разрушенный Грозный 2000 года. Число жертв войны исчисляется десятками тысяч, а количество беженцев – миллионами. И Россия, экономика которой страдает из-за негативных последствий международных санкций, а ее общество взбудоражено растущим потоком гробов с погибшими на войне солдатами, имеет все основания искать дипломатический выход из военного кризиса.

Объективно говоря, ситуация в Украине развивается в направлении мирного решения. Но вопрос заключается в том, как скоро и на каких условиях будет заключен мир. Среди западных экспертов все более популярной становится точка зрения, согласно которой нападение на Украину по приказу Путина пошатнуло основы прежнего миропорядка, и мы наблюдаем начало новой Холодной войны. При этом подразумевается, что линия фронта переносится на восточные границы Латвии, Литвы, Эстонии, Польши, Венгрии и Румынии. Касательно того, каким будет впредь „лицо Европы”, давать однозначный ответ никто не рискует. Слишком много переменных. Во-первых, это зависит от того, что будет происходить в Украине. Если Киев падет, то украинское правительство, вероятно, переедет в Львов, страна будет территориально искромсана, а ее население – крайне враждебно России. Для Молдовы жизненно важно, чтобы Украина сохранила контроль над Одессой, исключив тем самым выход российской армии к Приднестровью.

„В мире хищников жизнь травоядных трудна”

Еще один обсуждаемый в прессе вариант мира сводится к согласию Украины на нейтральный статус, с признанием потери контроля над территориями Крыма и Донбасса. Но и реализация этого сценария означала бы, что мир, организованный по принципу соблюдения „международного порядка, основанного на правилах”, является лишь пустой риторикой. Политика Путина навязывает международной концепции иной поведенческий подход, вытекающий из аргументов „жесткой силы”, способных навязать новые правила организации межгосударственных отношений. Тем самым происходит однозначный откат к давнишним историческим практикам, столь неприятным для мелких и маловлиятельных субъектов международного права, согласно которым тот, у кого имеется „жесткая сила”, в конечном итоге пишет правила большой игры. При этом новом мировом порядке для игроков масштаба Республики Молдова особое значение приобретает метафорическое изречение бывшего министра иностранных дел Германии Зигмара Габриэля, отметившего: „В мире хищников жизнь травоядных трудна”.

Стрелка, прочерченная Лукашенко, вновь появляется в аналитических записках спецслужб

На днях в западной прессе были опубликованы выдержки из аналитической записки разведывательных служб одного из государств-членов НАТО, в которой говорится, что в ближайшее время на театрах военных действий ожидается активизация российского наступления, и что украинские силы могут не выдержать длительного противостояния. В записке также утверждается, что вслед за Украиной Россия может попытаться атаковать и другие постсоветские государства. Авторы записки подчеркивают, что если страны-члены НАТО не предпримут прямого военного вмешательства, направленного против России, то они могут выйти из этого кризиса ослабленными. А Владимир Путин, оценивший пределы своих возможностей в результате вторжения в Украину, убедился, что он не встречает прямого сопротивления со стороны НАТО, и после Украины он может попытаться напасть на другие государства, такие как Грузия, Молдова или Прибалтийские страны, и все это – в пределах ближайшего года.

В разгар российско-украинской войны госсекретарь США Энтони Блинкен посетил Кишинев и заявил об особом статусе для Приднестровья в составе Республики Молдова в контексте появившейся информации о том, что Москва могла бы применить, с помощью приднестровских сепаратистов, схожий с донбасским сценарий, который предшествовал вторжению в Украину. Одновременно прозвучало и ходатайство тираспольских сепаратистов о признании их региона в качестве независимого государства, что подтвердило бы предположения некоторых комментаторов, считающих, что территория приднестровского региона может быть использована в качестве опорной базы при вторжении в Украину. А 15 марта, на заседании Парламентской ассамблеи Совета Европы, была принята резолюция о последствиях агрессии Российской Федерации против Украины. Документ предусматривает исключение России из Совета Европы и призывает к немедленному прекращению боевых действий, в том числе к выводу вооруженных сил со всей территории Украины.

Международные изменения правового статуса приднестровского региона

Эта резолюция была принята с поправкой, предложенной 20 депутатами от Румынии, Украины, Франции, Эстонии, Великобритании и Грузии, согласно которой Приднестровье признается зоной российской оккупации. Резолюция ПАСЕ вносит необходимые уточнения в нынешний правовой статус Приднестровья в составе Республики Молдова, признавая его зоной, оккупированной Российской Федерацией. Так же, как война на Днестре в 1992 году была молдавско-российской войной, в основе которой лежали та же фундаментальная причина, что и в случае нынешней российско-украинской войны, –  восстановление геополитического доминирования Кремля на постсоветском пространстве. Таким образом, заключение мирного соглашения между Москвой и Киевом будет иметь (в силу прецедентного фактора) однозначные последствия и для Республики Молдова, оно отразится как на общем уровне безопасности молдавского государства, так и на перспективах разрешения сепаратистского конфликта на левом берегу Днестра.

Политический оппортунизм как решение в военное время

Официальный Кишинев занял четкую позицию в отношении российской военной агрессии против Украины, осудив войну и поддержав территориальную целостность соседнего государства. В то же время позиция Кишинева в этот период характеризовалось чрезмерной осторожностью и нежеланием раздражать Москву, чтобы не предоставить ей поводов для эскалации военной угрозы в Приднестровье. Этим объясняется неприсоединение Молдовы к международной программе санкций против Москвы, вызвавшее раздражение в Киеве. Поэтому в перспективе достижения мира в Украине политико-дипломатическая позиция Кишинева выглядит двоякой и лишенной должной активности.

По мнению известного американского политолога и экономиста Фрэнсиса Фукуямы, дипломатического решения российско-украинской войны не существует, поскольку не существует какого-либо представимого компромисса, который был бы приемлемым как для России, так и для Украины. В условиях невозможности нахождения компромисса, если будущий мирный договор будет продиктован Россией, то Москва проигнорирует двоякое отношение Кишинева к этой войне, разбив все приднестровские горшки об головы „трезвомыслящих” с берегов Быка. В противном случае, если мир будет заключен с соблюдением законных прав Украины, возникнет вопрос: насколько  обоснованной была ставка Кишинева на помощь Киева (с предсказуемыми жертвами) в разрешении приднестровского конфликта? В который уже раз подтверждается истина о том, что политический оппортунизм является плохим решением в кризисные моменты истории. Но у Кишинева еще есть время, чтобы занять достойную позицию в рамках грядущей новой конструкции европейской безопасности, которая неизбежно будет выстроена по окончании войны в Украине.


 
Анатол Цэрану
доктор исторических наук, политический коментатор

IPN публикует в рубрике Op-Ed материалы авторов извне редакции. Высказанные ими мнения не обязательно совпадают с мнениями редакции.