![]() |
|
Анатол Цэрану | |
Президент Майя Санду была удостоена Премии имени Рейнхарда Мона 2025 года от международного фонда Бертельсманна со штаб-квартирой в Гютерсло (Германия) за укрепление демократии. Глава государства отметила на своей странице в Facebook, что эта награда является „признанием труда всех тех, кто верит в свободу и строит лучшую Молдову”.
На состоявшейся на прошлой неделе церемонии вручения премии с хвалебным приветствием выступил федеральный президент Германии Франк-Вальтер Штайнмайер, который среди прочего сказал о Республике Молдова как о „многонациональной стране”, перечислив румын среди этнических меньшинств. Кишиневская пресса отметила отсутствие реакции Майи Санду на это принципиальное замечание президента Германии по поводу идентичности Республики Молдова.
Антирумынский молдавенизм: геополитический инструмент
Республика Молдова - государство, находящееся в состоянии непрерывного кризиса идентичности. Спустя более трёх десятилетий после провозглашения независимости от СССР страна по-прежнему пребывает в дебрях противоречий, внешних влияний и идеологической борьбы.
Основной вопрос, разделяющий общество, - это вопрос идентичности: мы румыны или молдаване? Это недоразумение, выношенное ещё в советских идеологических лабораториях и по-прежнему поддерживаемое российской пропагандой и политиками, заинтересованными в сохранении существовавшего ранее положения антирумынского молдавенизма, превращает Республику Молдова в геополитического заложника Москвы. Напротив, принятие румынской идентичности представляет единственный реальный путь к модернизации и европейской интеграции.
Так называемый „молдавенизм” - это не простая историческая теория, а политическое оружие, созданное в советских лабораториях для ослабления румынского национального самосознания в Бессарабии. Советские идеологи сталинских времён изобрели ,,молдавский язык”, отличный от румынского, и попытались стереть любые упоминания об исторических и культурных связях между двумя берегами Прута. После развала СССР этот искусственный молдавенизм был взят на вооружение и увековечен силами российского империалистического реваншизма, которые используют путаницу с идентичностью, чтобы помешать Республике Молдова построить для себя европейское будущее.
Этот тип молдавенизма не является чисто культурным, а преследует чёткую политическую цель: удержать Республику Молдова в сфере влияния России. Путём продвижения ложной идентичности политические лидеры, которые служат интересам Москвы, пытаются сохранить население разделённым и легко поддающимся манипулированию. Так что антирумынский молдавенизм служит препятствием на пути любого сближения с Румынией и, косвенно, с Европейским Союзом.
Как молдавенизм держит Республику Молдова пленницей Москвы
Через пропаганду антирумынского молдавенизма Москва и её агенты на местах блокируют демократические реформы и европейскую интеграцию. В частности, они рассчитывают на манипулирование историей и образованием. Ещё с советских времён в школах Республики Молдова преподавали фальсифицированную историю, в которой молдавский народ был представлен как отличающийся от румынского народа. Хотя после 1991 года были предприняты важные шаги по восстановлению исторической правды, пророссийские силы постоянно пытаются вернуть советские нарративы в публичные дебаты в молдавском обществе.
Одним из главных рычагов влияния Москвы в Республике Молдова является контроль над пространством СМИ, причём прокремлёвская пресса играет решающую роль в поддержании молдавенизма. Подконтрольные России телеканалы и веб-сайты постоянно распространяют антирумынские и антизападные идеи, создавая атмосферу подозрительности и страха перед европейской интеграцией.
В русле российской пропаганды действуют такие пророссийские политические партии, как ПСРМ и другие схожей ориентации, которые активно продвигают идею о том, что сближение с Румынией якобы приведёт к потере суверенитета Республики Молдова и к её участию в войне. Эти партии пользуются финансовой и материально-технической поддержкой России, удерживая Республику Молдова в состоянии политической и экономической зависимости от бывшей метрополии.
Продолжается экономическая и энергетическая зависимость от России, особенно из-за продолжения приднестровского сепаратизма, посредством которого Кремль использует поставки газа и торговлю для шантажа Республики Молдова. Каждый раз, когда Кишинев пытается приблизиться к ЕС, Россия угрожает перекрыть ресурсы или вводит эмбарго на молдавскую продукцию.
Румынизм - путь в Европу и к модернизации
В отличие от пропагандируемого Россией ложного молдавенизма, румынская идентичность Республики Молдова - это не искусственная конструкция, а историческая и культурная правда. Принятие этой правды означает не отказ от национального суверенитета, а воссоединение с подлинными корнями народа с левого берега Прута, возвращение к логике исторического развития, прерванного имперским похищением этой территории в 1812 году и в 1940 году.
Принятие румынизма является единственной гарантией модернизации и европейской интеграции Республики Молдова. С другой стороны, когда предпринимаются попытки переопределить идентичность румын из Республики Молдова как национального меньшинства, вновь возникает опасность российского имперского реваншизма. Если румын официально считают национальным меньшинством в Республике Молдова, то это будет неминуемо означать, что Республика Молдова является государством, сформированным на основе другой мажоритарной национальной идентичности, а это противоречит исторической, культурной и языковой реальности. В этом случае можно было бы сделать абсурдный вывод, что аннексия Бессарабии Советским Союзом в 1940 году была не оккупацией, а освобождением, что противоречит исторической правде, признанной включительно международными документами и объективными историками.
Пакт Молотова-Риббентропа был секретным соглашением между нацистской Германией и Советским Союзом, по которому Бессарабия была отнесена к советской сфере влияния, а её оккупация Советским Союзом в 1940 году стала актом агрессии и нарушения суверенитета Румынии. Последующие депортации, репрессии и политика русификации являются убедительным доказательством того, что речь не шла об ,,освобождении”, а о насильственной аннексии с драматическими последствиями.
Следовательно, идея о том, что румыны якобы являются национальным меньшинством в Республике Молдова, является не только историческим абсурдом, но и формулировкой, которая прямо или косвенно рискует узаконить советские и российские пропагандистские тезисы об ,,освобождении” Бессарабии советской властью. Прискорбно, что этот абсурдный тезис о румынском меньшинстве в Республике Молдова нашёл себе место в публичной речи, произнесённой недавно высокопоставленным немецким официальным лицом. А этот случай ставит под большой вопрос политику идентичности, продвигаемую в Кишиневе, а также эффективность дипломатии Бухареста по правильному и полному информированию партнёров в Европейском Союзе об истинных масштабах румынского идентичного пространства. Если в Кишиневе и Бухаресте ценят национальное достоинство, то официальная реакция двух румынских столиц обязательна, чтобы правильно проинформировать международную общественность, в том числе немецкую, об исправлении оплошности в отношении румын как национального меньшинства в Республике Молдова.
IPN публикует в рубрике Op-Ed материалы авторов извне редакции. Высказанные ими мнения не обязательно совпадают с мнениями редакции.