Решение Конституционного суда (КС) о том, что язык в Республике Молдова румынский, вызовет разногласия в обществе, но без серьезных последствий, поскольку не выйдет слишком много людей на улицы в знак протеста. Так считают заместитель директора Института юридических и политических исследований Академии наук Молдовы Виктор Жук и заместитель директора Института политического анализа и консалтинга „Politicon” Ион Tăbârţă, передает PN.
„Конституционный суд не сделал ничего иного, как только облек в правовую оболочку историческую правду. Академия наук в 1994 году установила, что язык общения в Молдове румынский. Некоторые оппозиционные партии, определенные русскоговорящие граждане и кто-то из представителей коренного населения воспротивятся этому решению. Прозвучат голоса, которые скажут, что власти вместо того, чтобы заниматься важными делами, принялись за лингвистические проблемы. Разногласия и недовольство будут иметь место, поскольку вопрос идентичности не был решен в таком полиэтническом и многоязычном обществе, как в Республике Молдова” , - отметил Виктор Жук.
В Молдове нет такой партии ни у власти и ни в оппозиции, которая способна созвать внушительное количество граждан для проведения грандиозной манифестации, сказал ученый Академии наук. „Малые акции, объединяющие несколько сотен или тысяч человек, неизбежны. Партии не упустят возможности получить политические дивиденды и вывести людей на улицу, но я считаю, что эти действия не увенчаются большими успехами. Сейчас эти партии не имеют других причин для того, чтобы вывести людей на улицу, так что они воспользуются этим решением”, - подчеркнул в завершение Виктор Жук.
Заместитель директора „Politicon” Ион Тэбырцэ ожидает проявления отношения политических партий, подчинятся ли они и изменят название официального языка в Конституции. „Социалисты и коммунисты, конечно, раскритикуют это решение. Однако в обществе существует языковое равновесие, так что я не думаю, что решение вызывет массовые эффекты”, добавил аналитик.
Декларация о независимости Республики Молдова, в которой румынский язык фигурирует как государственный язык Республики Молдова, имеет конституционное значение. Конституционный Суд высказался по этому вопросу в результате двух запросов по истолкованию статьи 13 Конституции. Конституционный суд решил, что текст Декларации о независимости имеет преимущество над текстом статьи 13 Конституции, в которой государственный язык называется „молдавским языком на латинской графике”.