logo

Развязка политического кризиса близка? Или Рыбий хвост как национальный символ


https://www.ipn.md/ru/razvyazka-politicheskogo-krizisa-blizka-ili-rybiy-khvost-kak-natsionalnyy-simvol-7978_1004325.html

Анализ IPN: „... скорейшее преодоление кризисной ситуации отвечает политическим интересам большинства, если не всех политических актеров, так или иначе причастных к этому кризису. И, напротив, затягивание кризиса ослабляет политические позиции и интересы всех”.

Сегодня достаточно знаков указывает на то, что политический кризис в Республике Молдова близок к своей развязке. Впрочем, эти знаки не позволяют нам ясно увидеть, будет ли эта развязка заключаться в формировании нового парламентского большинства или досрочных парламентских выборах. Но близость окончания кризиса вполне очевидна.

Важные показатели начала конца 

К видным признакам можно отнести прежде всего требование президента Николае Тимофти, адресованное парламентским фракциям, - определить единого кандидата на пост премьер-министра до 5 апреля. Сюда же относим и солидарное голосование фракций бывшего АЕИ за кандидатуру депутата Либеральной партии Виктора Попа на пост судьи Конституционного суда (КС). Подобное голосование в подобной ситуации и при подобных отношениях между партиями бывшего АЕИ не могло произойти случайно, не могло состояться без предварительных консультаций и выдвижения взаимных условий. А эти консультации и переговоры не ограничивались одной должностью, как то должностью судьи КС. Яблоком раздора является на данный момент всего один пост – пост премьер-министра. Точнее сказать, премьерский пост для ныне действующего председателя правительства Влада Филат. Итак, можно сделать вывод, что ЛДПМ, ДПМ и ЛП уже пришли к определенным договоренностям в этом смысле либо же очень близки к этому и это случится в ближайшем будущем, особенно если держать в уме требование главы государства. Иначе ЛДПМ, ранее проявлявшая достаточно скептическое отношение к кандидатуре либералов, не отдала бы сейчас больше всего голосов за Виктора Попа. Мы вправе ожидать, что либералы пообещали либерал-демократам что-то взамен, а последних, как прекрасно известно, интересует на данный момент только одно – пост премьер-министра. Следовательно, у нас есть основания предполагать, что чаша весов склоняется скорее к формированию нового парламентского большинства и созданию нового правительства.

Второй вариант "начала конца"

И вместе с тем вспомним: в тот же день, в пятницу, 29 марта, когда состоялось то показательное голосование, действующий премьер совершил очередную поездку с отчетливо предвыборным оттенком. На этот раз в Стрэшень, где он провел целый день. Естественно, об этой поездке было объявлено как о рабочем визите, на который у премьера есть полное право, но в нынешней ситуации на вещи следует смотреть и под углом вероятной избирательной кампании. Либо этот визит был запланирован заранее и не мог быть отложен или отменен, либо договоренностей, существование которых мы допускали выше, не было или же они пока слишком шаткие. И в этом случае досрочные парламентские выборы становятся весьма вероятным вариантом финала сегодняшнего кризиса.

Но какой бы вариант ни воплотился в жизнь, прояснение ситуации не за горами. Ведь скорейшее преодоление кризисного положения отвечает политическим интересам большинства, если не всех политических актеров, так или иначе причастных к этому кризису. И, напротив, затягивание кризиса ослабляет политические позиции и интересы всех. 

И власть, и оппозиция имеют интересы

Данное утверждение действительно в плоскости власть (бывшая) – парламентская оппозиция. В сегодняшнем подвешенном состоянии и повсеместном статусе исполняющих обязанности ни одна из партий бывшего АЕИ не может в полной мере осуществлять управление страной, не может в полной мере пользоваться политическими и другими плодами пребывания у власти, а отпущенный срок полномочий истекает. Чем позднее прояснится ситуация в плане формирования нового правления, тем меньше шансов на полноценные политические и другие преимущества. В том числе преимущества, которые может дать власть на будущих очередных парламентских выборах 2014 года, в противостоянии с нынешними союзниками, а также сильной коммунистической оппозицией. В то же время у коммунистической оппозиции нет политических и других интересов для того, чтобы дожидаться очередных выборов 2014 года, раз партии бывшего АЕИ своей внутренней грызней так удобно набрасывают мяч над сеткой сейчас, на полтора года раньше. ПКРМ не желает ждать и потому, что время может подточить потенциал ее платформы массовых протестов против правящей коалиции – Гражданского конгресса, как оно подтачивало этот потенциал с 2011 года и до сих пор. И сейчас не ясно, на какой стадии активности будет этот Конгресс к концу 2014 года. 

Политические союзники-противники с общими интересами

В плане отношений ЛДПМ – ДПМ – ЛП интересы урегулирования политического кризиса в сжатые сроки столь же велики, однако в разных пропорциях для каждой из партий.

Твердо придерживаясь своей позиции выдвинуть Филата на пост премьер-министра, ЛДПМ решительно демонстрирует стремление прояснить ситуацию либо одним, либо другим образом, но как можно скорее. Либерал-демократы видятся в равной степени готовыми к обоим вариантам. Голосование за Виктора Попа и визит в Стрэшень – весьма убедительные в этом отношении примеры, которые преподнес нам всего один день. С оговоркой, что избирательная кампания, пускай и необъявленная, но продолжительная, серьезно подточит силы формирования. Силы политического и другого характера. Не даром ЛДПМ настаивала на прошлой неделе, в самый разгар кризис, на принятии в парламенте своей законодательной инициативы, согласно которой подкуп избирателей переходит в категорию преступлений уголовно наказуемых, в том числе лишением свободы. Похоже, среди политиков известно получше, кто больше "грешит" подобными актами "купли-продажи", одни рассчитывают на то, что другие могут оказаться в деликатной ситуации на будущих выборах, в том числе самых ближайших. 

ДПМ требуется скорейшее прояснение ситуации, поскольку она не может надлежащим образом воспользоваться статусом правящей партии, даже в той мере, в какой имеются эти возможности у ее союзника-оппонента ЛДПМ, лидер которой Влад Филат имеет доступ к политико-административным ресурсам, как на внутреннем, так и на внешнем уровне, как говорилось ранее «до конца света». Более того, постепенно демократы становятся все более уязвимыми, рискуя лишиться и тех немногих ресурсов, которые еще имеются у них в наличии. В этом плане ЛДПМ держит "Дамоклов меч" над спикером Марианом Лупу. Именно от либерал-демократов зависит, когда будет и будет ли вообще проголосована инициатива ПКРМ об отставке председателя парламента. Безусловно, ЛДПМ проголосует за нее только в том случае, если отчетливо проявится перспектива досрочных выборов, и данный шаг станет первым в рамках этих выборам. 

Еще 5 марта, в день вынесения вотума недоверия правительству Филата, лидер ЛП Михай Гимпу заявил, что потребует отставки президента Николае Тимофти, если заподозрит его в умышленном затягивании процесса преодоления политического кризиса. Инициатива в деле выдвижения кандидатуры премьер-министра и срока его выдвижения принадлежит всецело главе государства. Положить начало процессу формирования нового кабинета министров может только это выдвижение. Либо же следует роспуск законодательного органа и неминуемые досрочные парламентские выборы. Как и в случае ПКРМ, ЛП считает, что находится сейчас на волне избирательных предпочтений. По крайней мере на фоне кампании "чистых рук", проводимых в отношении обоих бывших партнеров по коалиции и, в особенности, одного из них. Но и этот потенциал имеет свойство бесследно рассеиваться, если не будет задействован в рамках настоящей и близкой избирательной кампании. Такое уже случалось с другим автором избирательного сценария, основанного на идее "чистых рук", назавнного еще борьбой с коррупцией. 

Глава государства между угрозами и ультиматумами

Президент Николае Тимофти, помимо того, что владеет важнейшей инициативой по ускорению поиска путей выхода из кризиса, имеет еще и существенные политические и иные интересы обеспечить скорейшее прояснение ситуации. Об одном из таких мотивов уже упоминалось выше. Личная ситуация главы государства и забота о статусе возглавляемого им института не позволяют Тимофти оставлять место для провокаций по причине или под предлогом затягивания решений. Если верить решительным заявлениям президента о проевропейском выборе, его и страны, Николае Тимофти просто обязан сделать все для того, чтобы Республика Молдова незамедлительно преодолела это состояние политической нестабильности и неясности. Только новое правительство, утвержденное очень и очень быстро, либо в результате переформатирования АЕИ, либо по итогам досрочных парламентских выборов, будет в состоянии наверстать хотя бы что-то из того, что еще можно наверстать, дабы страна запрыгнула в последний вагон поезда, двигающегося к ноябрьскому саммиту Восточного партнерства в Вильнюсе, и в целом осталась в планах Европейского союза, с перспективой интеграции, пускай и отдаленной. Можно предположить, что, назвав не столь далекую дату – 5 апреля, что некоторые политические наблюдатели расценили как ультиматум, глава государства учел договоренности о возобновлении коалиционных отношений между тремя формированиями, если таковые договоренности существуют, либо отсутствие этих договоренностей или перспективы их добиться. Поэтому он берет на себя часть риска и ответственности за ускорение определения решений ради реализации более важных интересов.  

„Рыбий хвост” как национальный символ

По сути, ни о каком серьезном ускорении и речи не идет. Если учесть те 30 дней, которые пройдут до 5 апреля, плюс возможные 45 дней до вероятного роспуска парламента в случае невозможности утверждения нового премьера, плюс 60 с лишним дней избирательной кампании, то, при варианте досрочных парламентских выборов, мы приходим к пяти месяцам, полностью потерянным в прямом смысле этого слова. В случае такого сценария мало что остается для подготовки к Вильнюсу, после чего вступаем в другую избирательную кампанию, со всеми вытекающими последствиями и ответственностями.  "Рыбий хвост", которым увенчались до сих пор усилия партий бывшего АЕИ в управлении страной, рискует превратиться в национальный символ на многие и многие годы вперед.

Валериу Василикэ, IPN