logo

ПСРМ–ACUM: Обречённые на сотрудничество и на уничтожение... Анализ IPN


https://www.ipn.md/ru/psrmacum-obrechennye-na-sotrudnichestvo-i-na-unichtozhenie-analiz-ipn-7978_1069139.html

„Тем не менее, „часовой механизм бомбы” продолжает тикать, а это означает, что разрушение правящего альянса происходит как изнутри, так и извне...”
---

Местные выборы, состоявшиеся 20 октября, рассматривались многими в качестве проверки на прочность сожительства на национальном уровне несовместимых до недавнего времени политических сил: Партии социалистов Республики Молдова (ПСРМ) и блока ACUM, с двумя его составляющими – Партией действия и солидарности (ПДС) и партией Платформа „Достоинство и правда” (ППДП). Хотя местные выборы ещё не завершились, уже можно с достаточной уверенностью сказать, что они не оказались детонатором для сосуществования правящей коалиции. Тем не менее, „часовой механизм бомбы” продолжает тикать, а это означает, что разрушение правящего альянса происходит как изнутри, так и извне. Как влияет избирательная кампания перед вторым туром местных выборов на ритм „тиканья”?

Лодка правления, плывущая по Кишинёвскому заливу

Основной ставкой местных выборов по-прежнему остаётся пост генерального примара Кишинёва, в том числе потому, что почти все остальные важные административные центры страны электоральные конкуренты уже поделили между собой в первом туре, а также потому, что от того, как закончатся выборы в столице, зависит, как и кто будет управлять страной в полном объёме.

Нынешняя ситуация практически беспрецедентна: оба конкурента, которые схлестнутся 3 ноября, являются представителями центральной власти. Соответственно, им предстоит решить и некоторые беспрецедентные задачи: с одной стороны – выиграть примэрию, с другой – не слишком сильно раскачать лодку правления на общенациональном уровне. По крайней мере, до тех пор, пока обе стороны могут и хотят в ней находиться.

Обычная ситуация с необычными задачами

На первый взгляд, лучше с этой задачей справляется кандидат от ПСРМ Ион Чебан. Он практически не нападает на своего соперника из ACUM, придерживается и во втором туре того же технического подхода к предвыборным темам в рамках своего месседжа, сохраняет ту же спокойную, терпимую манеру общения с аудиторией. Различие между нынешним поведением и поведением более чем годичной давности, когда за пост главы столицы боролись эти же два кандидата, более чем заметно и побуждает к поиску причин этой метаморфозы.

Одна из причин заключается в том, что Ион Чебан и ПСРМ добились хорошего результата в первом туре – 40,19%, против 31,08% у Андрея Нэстасе, но эта цифра, похоже, близка к тому пределу, на который могут рассчитывать социалисты и Ион Чебан в Кишинёве в обычных условиях. Это показали и выборы 2018 года, когда Чебан также набрал больше голосов в первом туре, а второй тур выиграл Нэстасе. И вообще кандидат левых сил никогда с момента обретения независимости не выигрывал выборы примара столицы.

Чтобы изменить ситуацию на этот раз, Ион Чебан должен сделать две незаурядные вещи: 1) привлечь на свою сторону количество избирателей, превышающее численность дисциплинированного ядра преданных сторонников ПСРМ; 2) как можно больше помешать переходу к Нэстасе голосов, набранных в первом туре наиболее важными его соперниками на правом фланге – Дорином Киртоакэ и Октавианом Цыку, а также голосов, набранных многими другими кандидатами, преимущественно центристами и правыми, которые, в совокупности, могут обеспечить Нэстасе значительный перевес в голосах. Что Ион Чебан и делает.

„В тихом омуте…”

Во-первых, его новый имидж и месседж в основном адресованы центристскому сегменту избирателей, центристскому в смысле их уровню образованности и политических убеждений, или вовсе аполитичными, которые в большей степени голосуют разумом, а не эмоциями и, конечно же, лишены чувства „политического талибанства”, характерного для преданных категорий сторонников политических партий. Ту же роль играют „комплименты” и предложения, которые Ион Чебан делает некоторым экс-кандидатам в примары и их сторонникам. А это означает, что Чебан и ПСРМ сознательно и методично покушаются на тот сегмент потенциальных сторонников, на который могут рассчитывать Нэстасе и блок ACUM, занимающие правоцентристский сегмент политического спектра.

Во-вторых, везде, где ему предоставляется такая возможность, Ион Чебан настаивает на приглашении к сотрудничеству ПСРМ и ACUM, вместе набравших более 80% мандатов в новом Муниципальном совете. С одной стороны, это приглашение рационально, потому что создать иную конфигурацию большинства невозможно даже теоретически. В этом смысле, ПСРМ и ACUM обречены на сотрудничество и на уровне муниципия Кишинев. Скорее всего, после выборов, так оно и будет, в противном случае неизбежны досрочные выборы в КМС. С другой стороны, навязывание этой темы перед вторым туром очень невыгодно Андрею Нэстасе и блоку ACUM, которые рискуют лишиться потенциальных голосов сторонников унионистских кандидатов (в сумме около 17-18%), известных категорическим неприятием лидеров, идей и действий ПСРМ.

„Юпитер сердится”…умышленно

Эта предвыборная тактика позволяет Иону Чебану удерживать инициативу в ходе состязания двух конкурентов. Андрей Нэстасе вынужден эмоционально реагировать на „спокойные” заявления оппонента, уподобляясь в глазах некоторых категорий избирателей богу Юпитеру, который „сердится, а значит, он не прав”.

В свою очередь, у Андрея Нэстасе нет иного выбора, кроме как категорически отвергать возможное сотрудничество с ПСРМ в КМС, оперируя гипотетическим голосованием в КМС „за конкретные проекты”, даже с риском того, что после выборов ему придётся оправдаться. Из тех же соображений Нэстасе демонстрирует, возможно специально, неблагожелательное, почти агрессивное поведение в отношении своего оппонента и ПСРМ в целом, хотя это грозит поколебать или даже опрокинуть лодку правящего альянса на центральном уровне, альянса, участники которого подписали „пакт о ненападении” перед началом избирательной кампании. Также очевидна тенденция Андрея Нэстасе задействовать в свою пользу геополитические, прорумынские и проевропейские рычаги, которые особенно по нраву категориям избирателей-унионистов, на которые он рассчитывает. В частности, он представляет себя в качестве кандидата, обладающего реальными возможностями привлечь иностранные инвестиции для нужд муниципия, в отличие от своего соперника. Частью предвыборной тактики Андрея Нэстасе является и тенденция избегать прямых дебатов на „технические”, „хозяйственные” темы, в которых Ион Чебан считается более подготовленным. „Время „хозяйственников”, которые за 30 лет завели город туда, где он находится, прошло”, - его позиция в таких ситуациях.

„Дунайские волны” – гимн ПСРМ–ACUM

Хоть они и не всегда это признают, оба кандидата используют в различных формах предвыборные рычаги, поставленные на службу политическим интересам. Например, к этому арсеналу относятся действия Иона Чебана, направленные на то, чтобы внести разлад между Андреем Нэстасе – блоком ACUM и сторонниками унионистских партий, реальная цель которых – не допустить перехода власти в руках политических оппонентов. Те же цели преследует и Андрей Нэстасе, когда он открыто подпитывает политическую враждебность некоторых категорий избирателей к ПСРМ. И одни, и другие занимаются электоральными вопросами на местном уровне, держа в уме и отношения внутри правящего альянса, составляющие которого в любом случае преследуют собственные политические интересы, которые, помимо продолжения совместных действий, допускают как расширение собственного политического влияния, в частности, в столице, так и разрушение нынешней правящей коалиции. Парламентская и непарламентская оппозиция также следят за тем, чтобы процесс протекал в „нужном” направлении.

Валериу Василикэ, IPN.