Профсоюзное движение сдали политическим партиям. Анализ Info-Prim Neo
https://www.ipn.md/ru/profsoyuznoe-dvizhenie-sdali-politicheskim-partiyam-analiz-info-prim-neo-7965_982240.html
Первое мая 2010 года был самым печальным Праздником Труда со времен воцарения Советской власти в Молдове. Такое впечатление произвела как первая половина дня минувшей субботы, когда было настолько пусто, что слышен был лай собачий в самом центре в центре молдавской столицы, так и ее вторая половина, когда хозяйкой улиц стала шумная и суетливая толпа. Одним словом, день 1 мая 2010 года ознаменовал конец процесса сдачи профсоюзного движения Молдова политикам.
Лидеры Национальной конфедерации профсоюзов Молдовы (НКПМ) заявили, что в этом году не будут проводить мероприятий по случаю Первого мая, мотивируя тем, что в субботний день люди едут к родным в села и смешно выходить на улицу с несколькими сотнями людей. Обещали „в следующем году” вывести больше участников на первомайский митинг.
Подобные утверждения очень скоро наглядно развеяла Партия коммунистов Республики Молдова (ПКРМ), которая вывела на митинг на Площадь Великого Национального собрания около 10-15 тысяч манифестантов, большинство которых, несомненно, являются и членами профсоюзов. Если из трех четвертей миллиона членов, сколько объединяет Конфедерация, ее лидеры могли собрать лишь несколько сотен человек, это говорит и об их организаторских способностях, а также о потенциале организации в целом, который эти же лидеры свели за последние годы к минимуму, если не к нулю. Но главный вывод другой: субботний митинг свидетельствует о том, что профсоюзное движение сдали политическим формированиям, и это произошло не в одночасье, а в рамках более длительного процесса, занявшего не один последний год. Это результат заигрывания лидеров профсоюзного движения с прежними и нынешней властью, результат их согласия на вмешательство политического фактора во внутренние дела профсоюзов.
Скорее, профсоюзы не организовали в минувшую субботу собственные митинги потому, что были в курсе планов ПКРМ вывести много людей на Площадь. В понимании профсоюзных лидеров, существовала угроза того, что митинги и/или их посылы перемешаются, и что имя профсоюзов начнут склонять рядом с партией, которая уже не находится у власти. Соответственно, существовала угроза, что лидеры профсоюзного движения навлекут на себя немилость действующей власти. Прежде положение профсоюзов было проще, потому что гораздо проще было проводить первомайские митинги вместе с правящей партией – ПКРМ. С другой стороны, осторожность подсказала профсоюзным боссам, что не следует отмежеваться окончательно и от ПКРМ, которая, кто знает, в нынешней столь непредсказуемой политической ситуации может вернуться к власти... И, таким образом, единственный выход, который нашли профсоюзные лидеры – не участвовать в первомайском митинге, на котором, как правило, звучат требования о соблюдении прав трудящихся в виде нормальных зарплат, рабочих мест, конкретной и ощутимой социальной помощи и т.д. Что еще можно подумать о профсоюзных лидерах, которые за последние десять лет если и инициировали от силы два-три протестных мероприятия в самой бедной стране Европы, каковой слывет Республика Молдова? И это в условиях, когда в этом году манифестации протеста, организованные по случаю 1 мая в странах с несравненно более высоким уровнем жизни, вылились в яростные стычки между манифестантами и органами правопорядка…
В случае возможной реплики профсоюзных лидеров о том, что интересы членов профсоюза защищаются на прямых переговорах с парламентом и правительством, им опять-таки можно напомнить о статусе Республики Молдова как самой бедной страны в Европе, соответственно, с самым бедным населением Европы, которому приходится скитаться по всему миру как раз потому, что в собственной стране нет никого, кто защищал бы их права.
Можно предположить, что профсоюзы не вывели людей на улицу, опасаясь прецедентов прошлогодних апрельских событий. И снова ПКРМ доказала несостоятельность этой позиции, потому что сумела предотвратить неприятные сюрпризы во время митинга.
Можно принять или отклонить крайне жесткий политический месседж, который выразила ПКРМ на субботнем митинге. Но нельзя отказать этой партии в ловкости, с которой она взяла на себя функции профсоюзного движения, и не только функции – и его людей, которые оказались „бесхозными”. Справедливости ради надо сказать, что ПКРМ „позаботилась” о том, чтобы прибрать к рукам профсоюзы на протяжении всего периода своего восьмилетнего пребывания у власти. Процесс включал различные этапы дробления и подчинения профсоюзного движения – тема, которую Info-Prim Neo поднимал в комментарии „Подчинение через объединение”, опубликованной еще 13 июня 2007 года (http://info-prim.md/?a=10&nD=2007/06/13&ay=8706).
Бывшие и нынешние профсоюзные лидеры сыграли определяющую роль в подчинении профсоюзного движения власти и политическому фактору. В конечном итоге, политический бумеранг неминуемо ударил по этим же „военачальникам”, оставшимся без войск (члены организации пошли отстаивать свои права с другими лидерами), без поля боя (Площадь Великого Национального собрания как место, где оглашается самое наболевшее в жизни человека и страны), без флага и профессионального праздника (Первомай был главным днем года для многих поколений профсоюзных деятелей, неким Профессиональным праздником). Ведь профсоюзы и власть не могут иметь один и тот же профессиональный праздник, как немыслим общий профессиональный праздник адвоката и прокурора, жертвы и палача.
К слову, и Социал-демократическая партия, с обновленным политическим чувством после рокировок в руководстве формирования, сразу же поняла, что профсоюзное движение, оставшееся без хозяина, становится добычей одного/нескольких левых формирований, и пришла – премьера в молдавской политике – к „дверям палатки” профсоюзов с акциями протеста и критическими высказываниями. „Свято место пусто не бывает” – изречение более чем действительно и в отношении профсоюзного движения.
Поведение СДП лишнее свидетельство тому, что профсоюзное движение – сила, продукт крайне востребованный, но доведенный нынешним его руководством до состояния крайней апатии.
Доведенное до истощения, профсоюзное движение сегодня истребляет свои внутренние ресурсы. В ход пошло все: недвижимость и участки, проданные и сданные в аренду, а также другие материальные и финансовые блага, которым также свойственно истощаться.
[Валериу Василикэ, Info-Prim Neo]