logo

Приднестровские милиционеры похищают людей, которых везут в сепаратистский регион, RISE


https://www.ipn.md/ru/pridnestrovskie-militsionery-pokhishchayut-lyudey-kotorykh-vezut-v-separatistski-7965_1036141.html

Приднестровские милиционеры систематически делают набеги на территории, контролируемые конституционными властями Кишинева, где незаконно задерживают людей, которых силой везут в сепаратистский регион. От простых людей до бывших местных чиновников жертв часто пытают, чтобы они признавали определенные преступления. По данным журналистов RISE Moldova, некоторые операции по похищению были проведены при оперативной поддержке силовых органов Республики Молдова. Официально, сотрудничество с неконституционными органами приднестровского региона запрещено, передает IPN.

В расследовании RISE делается ссылка на случай Юрия Гервазюка, бывшего главы таможни непризнанной приднестровской республики. Вечером 15 февраля 2017 года он ехал по трассе Одесса-Кишинев. Возвращался из Украины и торопился в столицу Республики Молдова. Со слов жены, утром следующего дня Гервазюк должен был пойти в консульство России, чтобы забрать новый паспорт гражданина Российской Федерации. По словам адвокатов, на полпути, между городами Кэушень и Анений Ной, его остановили два представителя Национальной патрульной инспекции (НПИ). Один из них подошел и попросил предъявить документы. Между тем, из припаркованного неподалеку Ниссана вышли несколько человек в масках. Родственники утверждают, что Гервазюка вытащили силой из машины, избили и бросили в багажник. Перед этим заклеили рот скотчем, и надели мешок на голову. Через два часа Гервазюк уже находился в Следственном комитете Тирасполя. Обвинение – уклонение от уплаты налогов в особо крупных размерах.

По словам родственников и адвоката бывшего приднестровского чиновника, Гервазюк был госпитализирован на следующий день после задержания. Позже врачи обнаружили у него перелом трех ребер, кровоподтеки на лице, голове, груди и животе. Бывший приднестровский чиновник имеет и гражданство Республики Молдова, а то, как он был задержан и доставлен в Тирасполь, расценивается уголовным законодательством как „похищение человека” и „незаконное лишение свободы”, преступления, которые, если они совершены двумя или более лицами, наказываются лишением свободы не менее чем на 6 и, соответственно, 3 года. По ходатайству адвокатов Гервазюка, Прокуратура района Анений Ной инициировала уголовное дело, но позже закрыла его, „ так как отсутствовал состав преступления”. Постановление о прекращении уголовного дела было обжаловано у вышестоящего прокурора, который, однако, отклонил ходатайство защиты.

В конце концов, адвокаты обратились в суд. Так, в конце июня 2017 года судья Игорь Брай из Суда Анений Ной постановил, что „так называемое „расследование”, проведенное следственными органами было проведено с нарушением законодательных положений и принципов, закрепленных ЕСПЧ”. Более того, „выводы прокурора являются явно произвольными, из которых следует, что ходатайство было рассмотрено односторонне и поверхностно”.

Судья обосновал свою позицию бездействием прокурора Виорела Гаина и распорядился о возобновлении уголовного дела и обязал прокурора „устранить выявленные нарушения”. В результате, Прокуратура Анений Ной инициировала уже два уголовных дела: за похищение людей и причинение телесных повреждений. Прокурор Виорел Гаина завил, что пока не может раскрыть подробности дела. По его словам, суд установил, что данное дело не было расследовано объективно, но не может комментировать решение суда.

По данным журналистов RISE, глава Генерального инспектората полиции Александру Пынзарь отрицает участие своих подчиненных в операции по задержанию Гервазюка. Более того, он гарантирует, что „в период, когда был задержан гражданин Юрий Гервазюк, на трассе Р-30 Кэушень-Анений Ной не дежурили сотрудники ГИП”. Глава ГИП добавил, что сотрудники полиции взаимодействуют только с законными органами публичной власти. Таким образом, сотрудничество между работниками ГИП и органами непризнанной приднестровской республики запрещено, в противном случае это являться превышением служебных полномочий. И Генеральная прокуратура отрицает любую возможность сотрудничества с силовыми органами приднестровского региона.

В расследовании отмечается так же, что приднестровские милиционеры систематически похищают людей с контролируемой Кишиневом территории и силой увозят в сепаратистский регион. Только на данный момент полиция расследует четыре случая незаконного лишения свободы граждан Республики Молдова так называемыми работниками неконституционных приднестровских органов. Хотя силовые структуры официально отрицают любое сотрудничество и вмешательство в действия приднестровской милиции на территории правого Берега, однако „есть неофициальное сотрудничество между силами правопорядка Кишинева и приднестровского региона”, говорится в докладе 2013 года Международной федерации за права человека (FIDH), разработанного при поддержке Ассоциации Promo-LEX Молдова.

Другой случай, отмеченный журналистами RISE Moldova, касается Иона Макарь из села Липчень района Резина, который в ноябре 2011 года был арестован во дворе примэрии приднестровскими милиционерами и доставлен в город Каменка, где ему было предъявлено обвинение в краже. Прокуратура Резина обвинила участкового инспектора из Липчень Василия Бачила в соучастии в похищении и превышении служебных полномочий. Он признал деяние, заявив, что помог милиционерам из Каменки найти Иона Макарь по указанию руководителей района, которые категорически отрицают это. Более того, Бачила заявил, что не знал о намерении приднестровцев, которые заверили его, что только хотят поговорить с Макарь.

Установив, что конституционные права Иона Макарь были нарушены, прокурор Игорь Негреану снял с участкового инспектора обвинение и закрыл дело. Причина – не было возможности установить лиц, участвующих в похищении Макарь и не были найдены доказательства причастности Василия Бачила. Макарь отказался обсуждать с журналистами RISE его похищение 2011 года.

Другой случай касается бывшего прокурора из приднестровского региона Геннадия Негруца, который в 2011 году был задержан милиционерами прямо в центре города Резина якобы за взяточничество. По словам Негруца, в его задержании участвовал Андрей Межинский, брат Валентина Межинского, директора Центра по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией (ЦБЭПК – ныне НЦБК) в Кишиневе. Андрей Межинский был тогда заместителем начальника так называемого управления борьбы с организованной преступностью и коррупцией министерства внутренних дел приднестровского региона. Операция милиции на правом берегу Днестра была проведена при участии двух офицеров ЦБЭПК. В 2012 году Геннадий Негруца был приговорен так называемым верховным судом Тирасполя к 4 годам и шести месяцам лишения свободы, с конфискацией имущества. Однако, после подачи жалобы, в 2012 году Прокуратура Резина инициировала уголовное дело на имя двух офицеров ЦБЭПК, которые участвовали в операции в Резине. Несколько лет спустя, с подозреваемых были сняты обвинения. Адвокат Александру Постикэ оспорил в суде решение прокуратуры. Судьи объявили решение недействительным и обязали правоохранительные органы возобновить расследование.

В расследовании говорится так же, что люди, которые были арестованы на контролируемой конституционными властями территории, попадают в область, в которой физическое насилие и бесчеловечное обращение и наказание применяются систематически приднестровскими органами правопорядка. А немногие уголовные дела, возбужденные против милиционеров пылятся на полках. Приднестровские журналисты попросили от так называемой генеральной прокуратуры региона статистику по количеству случаев насилия, применения жестокого обращения и пыток правоохранительными органами. Им ответили, что „прокурор не обязан давать каких-либо объяснений”.

В марте 2017 года журналисты направили запрос и в адрес Василия Калько, на тот момент так называемого адвокат народа в приднестровском регионе. Он отметил, что на протяжении более чем 10 лет работы получил несколько жалоб на неправомерные действия милиции. „Вы слишком зациклены на этих пытках... То, что пенсионеры умирают от голода, никого не волнует... С моей точки зрения, мы слишком много внимания уделяем подобным случаям”, - прокомментировал адвокат народа с левом берега Днестра в период 2006-2017 годов Василий Калько.