logo

Предвыборный характер дефицита бюджета будет иметь последствия для экономического роста


https://www.ipn.md/ru/predvybornyy-kharakter-defitsita-byudzheta-budet-imet-posledstviya-dlya-ekonomic-7966_1070391.html

Принятие государственного бюджета на 2020 год породило широкую полемику и опасения на фоне экспансионистского характера инвестиционных программ и повышенного дефицита бюджета в предвыборном контексте, а также в контексте смягчения денежно-кредитной политики. Предвыборный характер запланированного дефицита может иметь последствия для стабильности государственных финансов и экономического роста в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Такие выводы содержатся в публикации Независимого аналитического центра „Expert-Grup” „Экономическая реальность: 10 главных экономических событий 2019 года и 10 главных вызовов в 2020 году”, передаёт IPN.

По словам экспертов, более тщательный анализ Закона о государственном бюджете на 2020 год показывает, что лишь 10% налоговой сферы отведено для новых программных мер, а 90% способствуют реализации программных мер, обязательства по которым были приняты в предыдущие годы. Основные программные меры, содержащиеся в проекте бюджета на 2020 год, заключаются в расширении местной финансовой автономии за счёт увеличения отчислений от подоходного налога физических лиц, а также в пополнении Фонда финансовой поддержки территорий на 10% за счёт подоходного налога от предпринимательской деятельности.

Ещё одной мерой является повышение на 6–10% заработной платы для большинства бюджетных работников, а также внедрение программ социальной помощи, предусматривающих более высокие социальные выплаты для поддержки лиц с низким доходом. Кроме того, макроэкономические параметры, предусмотренные в законе о бюджете, основаны на прогнозе незначительного ухудшения экономических условий в 2020 году.

Эксперты уточняют, что дефицит национального публичного бюджета запланирован на уровне 3,3% валового внутреннего продукта. „Если исключить влияние на дефицит проектов, финансируемых из внешних источников, то запланированный уровень дефицита вписывается в бюджетно-налоговое правило, установленное в законе о публичных финансах на уровне 2,5% от ВВП, без учёта грантов. „Из этой суммы дефицит, сопутствующий инвестиционным проектам, финансируемым за счёт внешних займов, составит 4,8 миллиарда леев, или 65,3%. Соответственно, бюджетный дефицит по базовой составляющей составит 2,6 миллиарда леев, или 34,7% от совокупного дефицита государственного бюджета, что составляет 1,1% от ВВП, ожидаемого в 2020 году”, - отмечается в публикации.

Основными источниками покрытия дефицита государственного бюджета являются внешние источники, чистые поступления в виде внешних кредитов для поддержки бюджета, а также реализация проектов, финансируемых из внешних источников (МВФ, ЕС, ВБ, Румыния). К внутренним источникам относятся эмиссия государственных ценных бумаг и средства от приватизации государственного имущества. В то же время, если учесть, что правило позволяет превышать предельный уровень дефицита национального публичного бюджета только при наличии реальных источников финансирования капитальных инвестиционных проектов, финансируемых из внешних источников, то существуют реальные риски того, что прогнозы правительства не осуществятся.

Во-первых, программа помощи МВФ завершается в марте 2020 года, а принятая в данном учреждении практика состоит в том, чтобы не вести переговоры / не утверждать соглашения в электоральные годы, а 2020-й является годом выборов. Во-вторых, следует помнить о выдвижении Европейским союзом условий при оказании финансовой помощи – этими условиями являются реализация антикоррупционных мер, обеспечение верховенства закона, продолжение структурных реформ, в частности реформы юстиции. Эти условия поддерживает и Всемирный банк в Молдове, однако текущая программа правления не содержит чётких обязательств ни по одной из этих составляющих. Ещё одним источником риска является расширение правительством заимствований у коммерческих банков за счёт эмиссии государственных ценных бумаг, что может подорвать кредитование частного сектора. Банки предпочтут направить свою ликвидность на практически безрисковые инвестиции в ущерб реальному сектору, который в условиях экономического торможения 2020 года может порождать большее количество рисков.