logo

Праздник «мудрости». 20 лет Гагаузской автономии


https://www.ipn.md/ru/prazdnik-mudrosti-20-let-gagauzskoy-avtonomii-7978_1017439.html

Анализ IPN: Пока общество наблюдает сериал о формировании новой правящей коалиции, в перерывах отвлекаясь на новости о курсе национальной валюты, в Гагаузии отметили один из главных своих праздников – день образования Гагаузской автономии в составе Республики Молдова.

Событие национального масштаба

По большому счёту, принятие парламентом Закона «Об особом правовом статусе Гагаузии», являлось событием национального масштаба. Страна, недавно потерявшая контроль над левобережьем Днестра, 23 декабря 1994 года смогла вернуть в своё конституционное поле другой регион, претендовавший на независимость. То есть, не то что бы эту дату можно считать праздничной для всей Молдовы, но как позитивный момент в новейшей истории РМ – данное событие мало у кого вызывает сомнения.

Тем не менее, официальные власти страны в этом году предпочли пропустить гагаузское торжество, несмотря даже на его юбилейный статус. За всё руководство Молдовы пришлось «отдуваться» советнику премьер-министра Леониду Бужору, который зачитал поздравительное приветствие от имени Юрия Лянкэ.

Зато порадовал гагаузов своим присутствием первый президент Молдовы Мирча Снегур. Не будучи ныне высокопоставленным чиновником, экс-президент, тем не менее, стал ключевым гостем мероприятия. Ведь именно он 20 лет назад подписал закон, признающий создание Гагаузкой автономии.

Мудрость по праздникам

Сегодня невозможно наверняка сказать, что в большей мере двигало молдавским руководством 20 лет назад, - стремление избежать «второго Приднестровья» на юге, довлеющая позиция внешних сил, выступавших за признание автономии, либо добрая воля и понимание, что признание культурных и политических прав малочисленного гагаузского народа – единственно правильное решение для современного государства и европейской нации. Но практически все выступавшие на торжественном мероприятии делали акцент именно на последнем.

Так, по мнению Снегура, история показала разумность выбранного тогда руководством Молдовы подхода для стабилизации ситуации в южном регионе. «Основой этой стабилизации являлась мудрость гагаузов. Я выражаю свое уважение к гагаузам, которые восприняли образование автономии как путь к миру», - заявил первый президент.

В свою очередь башкан Гагаузии Михаил Формузал отметил, что Мирча Снегур, как и власти непризнанной Гагаузской Республики вошли в историю, «мудростью, единством добились того, что гагаузы живут в мире и согласии».

Обмен любезностями и доброжелательные комплименты о «мудрости» характерны для празднования каждой годовщины образования Гагаузской автономии. Однако, в течение остальных 364 дней в году подобные словесные реверансы звучат не так часто.

Конфликты по будням

Не секрет, что отношения между центральными властями и руководством автономии полны конфликтов. Иногда противоречивые ситуации случаются в ходе исполнения правительственных программ. Они носят рабочий характер и знакомы администрациям всех молдавских районов. Таков, например, случай со строительством трассы Комрат-Чумай, в отношении которой гагаузские власти озвучивали претензии о нарушенных сроках сдачи в эксплуатацию дорожного полотна, а также о качестве ремонтных работ.

Но бывают и политико-идеологические конфликты, когда в центре внимания оказывается не просто качество внедрения той или иной реформы, а субординация государственных органов власти и даже официальный политический курс страны. Ярким примером такого рода конфликтов является памятный местный референдум, показавший, что Гагаузия оспаривает официальный курс РМ на интеграцию с Европейским союзом.

В гагаузском обществе и сегодня обсуждаются некоторые вопросы, которые сами гагаузы, ссылаясь на свой политико-правовой статус, считают обоснованными претензиями, но которые, в то же время, наверняка наткнутся на препятствия со стороны Кишинёва. Например, для духовенства автономии важной целью является создание в рамках молдавской Митрополии РПЦ отдельной гагаузской Епархии. Это стремление поддерживают многие православные прихожане, а на днях о поддержке этой цели заявило и политическое руководство Гагаузии.

Можно привести множество других примеров, когда интересы Комрата и Кишинёва не совпадают, а взаимоприемлемое решение не проглядывается ни в словесных спорах, ни, тем более, в рамках судебных разбирательств. В такие моменты остаётся надеяться, что та мудрость, о которой в Гагаузии вспоминают каждое 23 декабря, действительно существует.

Вячеслав Крачун, IPN