logo

Правительство реформ в Молдове и „кредит доверия ” от ЕС, Op-Ed


https://www.ipn.md/ru/pravitelstvo-reform-v-moldove-i-kredit-doveriya-ot-es-op-7978_1068292.html

„Чрезмерная идеализация молдавских властей Евросоюзом или США, естественными партнёрами демократических реформ в Молдове, вредна для блока ACUM...”
---


Рост терпимости внутри правящей коалиции, подтверждением которого служит недавнее продление соглашения о политическом сосуществовании до конца 2020 года (TVR Moldova, 16 сентября 2019 г.), активизирует сразу несколько параллельных процессов. С одной стороны, концентрация блока ACUM на проведении реформ волей-неволей вовлекает социалистов в позитивное состязание идей и подходов к государственной политике. Несмотря на то, что социалисты страстно критикуют недостатки шагов, предпринимаемых некоторыми министерствами, они не атакуют в лоб какую-либо конкретную реформу. Иными словами, накопление политического капитала на теме несовершенств Правительства Майи Санду пока не приводит к параличу в сфере реформ. С другой стороны, сравнительные преимущества социалистов, вытекающие из их внутренней дисциплины и организации, требуют от блока ACUM повышенной требовательности к собственной политической деятельности. Поэтому забота о „едином блоке” никак не может подменить собой серьёзных размышлений об индивидуальных траекториях Партии действия и солидарности и Платформы DA. Жизнеспособность нынешних инициатив властей зависит от способности правящих партий поддерживать высокий уровень своей популярности – и в этом плане ПСРМ более успешна. В то же время, проводимые в Молдове реформы вызывают интерес за пределами страны. Фактически, укоренение реформ прямо пропорционально влияет на формирование „кредита доверия”, выдаваемого Евросоюзом и другими внешними партнёрами.

Предпринимаеые коалицией шаги выглядят согласованными, хотя риторика блока ACUM отличается непостоянством, а местные выборы от 20 октября 2019 года будут способствовать обострению политического соперничества. Выход Октавиана Цыку из рядов Платформы DA и его вступление в предвыборную гонку в Кишинёве создают предпосылки для укрепления „мятежной группы” внутри блока (Agora, 20 сентября 2019 г.). В неё входят депутаты с антироссийскими взглядами, активные приверженцы унионистского течения в обществе, которые объединятся вокруг депутата Цыку в зависимости от результатов выборов в столице. Рост влияния унионистских взглядов в рамках блока ACUM может усложнить отношения с социалистами. Так, принципы политического ненападения, такие как отказ от „заявлений и действий, разделяющих общество” по этническим, религиозным и геополитическим мотивам, включённые в соглашение о продлении коалиции на 2019–2020 годы, никоим образом не гарантируют его соблюдения в полном объёме.

Единство коалиции по-прежнему зависит от двух аспектов. Во-первых, политическое сосуществование связано со способностью властей покарать выгодополучателей прежних коррупционных схем, ведущих свой отсчёт с 2012 года. Лишение неприкосновенности трёх депутатов из фракции партии Шор – Илана Шора (15 августа 2019 года), Марины Таубер и Регины Апостоловой (16 сентября 2019 года), а также депутата из фракции ДПМ – Владимира Чеботаря, открывает путь для расследований прокуратуры, пока ещё не реформированной, но находящейся под огромным политическим давлением. Лишившиеся неприкосновенности депутаты фигурируют в делах о „краже миллиарда” и о сдаче в концессию Кишинёвского международного аэропорта, судьба этих дел станет важным критерием измерения эффективности нынешней коалиции. Второй аспект, определяющий для сохранения политического консенсуса, заключается в требовательности к соблюдению уже существующего и принятию нового законодательства. Намерения устранить оффшорные компании из государственного сектора, демонополизировать экономику, ликвидировать присутствующие на рынке неконкурентные элементы и реформировать юстицию станут для ПСРМ и ACUM тестом на взаимное доверие, а также проверкой их приверженности общественным интересам. Ведь повторная политизация институтов, являющихся каркасом правового государства (Национального центра по борьбе с коррупцией, Конституционного суда), наблюдаемая в первые три месяца правления ПСРМ–ACUM, указывает на определённую предрасположенность к политическому подчинению госучреждений. Иначе говоря, отклонения от принципов благого управления очень вероятны.

Реформы и европейская повестка дня – порознь или вместе?

Продолжительный политический график коалиции ПСРМ–ACUM предполагает действия до конца 2020 года. Соглашение о правлении, обновлённое двумя политическими силами с различной геополитической генетикой, соответствует реформам, запланированным Правительством Майи Санду до декабря 2020 года (IPN, 26 августа 2019 г.). Следовательно, планы правительства, по большей части контролируемого блоком ACUM, получают политическую поддержку и подтверждение обязательств со стороны всех элементов власти. Кроме того, предлагаемый пакет реформ амбициозен, плотно соткан из действий и сфокусирован на принимающих решения политических деятелях, взявших на себя политическую ответственность, но по-прежнему без установки временных рамок (см. Таблицу ниже).

Таблица. Содержание соглашений ПСРМ–ACUM 1 и 2.

 

Соглашение 1:

Соглашение 2:

Название соглашения

 

Временное политическое соглашение в целях деолигархизации и возвращения государства в конституционное русло (Agora, 8 июня 2019 г.)

Политическое соглашение  о переходных целях правительства, администрации президента и парламента, в том числе фракций ПСРМ, ПДС и Платформы DA (TVR Moldova, 16 сентября 2019 г.)

Цель соглашения

Организация эффективного перехвата политической власти после падения олигархического режима

Планирование процесса правления в условиях после перехвата политической власти

Продолжительность взаимных обязательств

Временное

Промежуточное, на неопределённый срок

Количество страниц

4

15

Характер участия

Широкое политическое обязательство на уровне парламентского большинства – 61 подпись всех депутатов от ПСРМ и ACUM

Полное политическое обязательство на уровне ветвей власти, но не на уровне парламентского большинства – 6 подписей: президента страны, премьер-министра, председателя парламента и представителей фракций ПСРМ, ПДС и Платформы DA

Охватываемые области

Без конкретных областей вмешательства, скорее оно содержит шаги по планированию политических решений

15 конкретных областей

 

Новое соглашение ПСРМ–ACUM является обширным документом и включает в себя 15 областей нормативно-законодательного вмешательства, подразумевающих сотрудничество между правительством, парламентом и администрацией президента. Кроме того, соглашение усиленно фокусируется на аспектах европейской интеграции. Всё же, отношения с ЕС частично „размываются” обещаниями участвовать в деятельности в рамках СНГ и обеспечить нормализацию политико-экономических отношений с Россией в условиях активной и „сбалансированной” внешней политики (IPN, 9 сентября 2019 г.).

Параметры европейской интеграции, согласованные ПСРМ и ACUM, включают в себя положения Соглашения об ассоциации, без каких-либо исключений. Четырежды прямо упоминаемое, в главах о благом управлении, здравоохранении и внешней политике, Соглашение с ЕС придаёт правлению скорее проевропейский оттенок, нежели характерный для „сбалансированной внешней политики”. Тем не менее, наблюдаются признаки непоследовательности в том, как европейская интеграция была внедрена в обновлённый план управления страной. Так, логика проведения реформ не следует из самой реализации Соглашения об ассоциации, которая упоминается лишь эпизодически. Фактически, многие реформы предлагаются параллельно, но не вполне как неотъемлемая часть выполнения обязательств перед ЕС. Это объяснимо, учитывая, что соглашение ПСРМ–ACUM представляет собой собрание предложений, сформулированных в различных учреждениях (в министерствах, в партиях, в администрации президента и т.д.), и подшитых вместе бессистемно, в спешке, с целью скрепить печатью общий документ. Более того, большинство представителей коалиции ПСРМ–ACUM сталкиваются с проблемой слабого понимания положений Соглашения об ассоциации. Поэтому скалывается впечатление, что Соглашение рассматривается как фундамент политических процессов в стране в большей степени потому, что оно вводит в уравнение Евросоюз, нежели потому, что оно принимается в качестве многомерной платформы для преобразований.

ЕС: снисходительный или прагматичный?

Отношение Брюсселя к нынешним молдавским властям излучает доверие и надежду. Зоны риска, выделенные ранее европейцами, входят в список приоритетов властей. Активизация реформы юстиции в результате изменения закона о прокуратуре, введение механизма координации антикоррупционных усилий при кабмине премьера Санду, лишение неприкосновенности депутатов, причастных к банковскому мошенничеству, возвращение к пропорциональной избирательной системе – таковы лишь некоторые из действий, получивших высокую оценку от ЕС. Недостатки, которыми сопровождаются некоторые из реформ, отодвигаются в сторону, а многочисленные риски игнорируются (3DCFTA, 17 сентября 2019 г.). Реформаторы из нынешней власти игнорируют эндемический характер коррупции среди молдавского политического класса. Не учитывается и цикличный характер правящих коалиций, а также их непостоянство в таких нестабильных демократиях, как молдавская. В таких условиях, пусть даже и невольно, блок ACUM способствует дальнейшему укреплению позиций социалистов.

Несмотря на то, что ЕС воздерживается от вмешательства любого рода во внутреннюю политику страны, риски, связанные с повторной политизацией учреждений за счёт представителей ПСРМ, должны упоминаться в публичных выступлениях и европейских оценочных отчётах. Пока в рамках подхода Евросоюза данный элемент отсутствует. Заявления главы европейской дипломатии Федерики Могерини и комиссара по вопросам добрососедства и расширения Йоханнеса Хана, сделанные в Брюсселе, предпочитают выставлять положительные оценки уже реализованным реформам, а не критиковать их недостатки (Европейская комиссия, 12 сентября 2019 г.). Отчёт о внедрении Соглашения об ассоциации обращает внимание на наличие сверхоптимистичного видения политических процессов, инициированных коалицией ПСРМ–ACUM, которое отличается от содержащейся в том же документе объективной оценки действий, предпринятых режимом Плахотнюка (Европейская комиссия, 11 сентября 2019 г.). В противном случае неясно, почему были проигнорированы первые сигналы о политизации государственных учреждений (3DCFTA, 17 сентября 2019 г.), а также другие проблемные аспекты отдельных реформ. Будущие отчёты ЕС должны вникать в суть реформ, указывая на зоны риска, чтобы побуждать молдавские власти к исправлению собственных ошибок.

Пока ЕС использует тактику общей открытости для реформ, предоставляя существенный кредит политического доверия и финансовую помощь (IPN, 26 августа 2019 г.). В реальности европейская сторона могла бы проявлять больше осторожности и давать критическую оценку уже на этом начальном этапе. Поведение европейцев свидетельствует об их снисходительности или прагматизме. Снисходительность к молдавским властям вовсе не пошла бы на благо демократическим институтам, так как в среднесрочной перспективе может повториться деградация качества власти, подобно имевшей место в 2010-2013 годах. Если ЕС вс        ё же проявляет прагматизм, тогда оценку „подлинной политической воли”, проявленной премьер-министром Санду (EEAS, 18 сентября 2019 г.), следует уравновесить конструктивной критикой в связи с изъянами реформ.

Вместо заключения…

Чрезмерная идеализация молдавских властей Евросоюзом или США, естественными партнёрами демократических реформ в Молдове, вредна для блока ACUM. В результате неё снижается активность реагирования ACUM на его собственные ошибки, а вместе с этим ослабевает и бдительность в отношении партнёров по коалиции – социалистов.

Правительство реформ, как часто называют Правительство Майи Санду, не подразумевает абсолютно идеальных действий. Ощущается дефицит искренних вопросов по поводу качества реформ, которые задавало бы как население страны, так и европейские партнёры. Дополнительный эффект в результате более ответственного и эмоционально отстранённого отношения к поведению властей повысил бы легитимность правления и снизил угрозы, связанные с укреплением политических сил, симпатизирующих российской политической модели функционирования государства.

Дионис Ченуша