Правительство Молдовы, четыре дня изгнания в Бухаресте
https://www.ipn.md/ru/pravitelstvo-moldovy-chetyre-dnya-izgnaniya-v-bukhareste-7965_992219.html
[Материал Info-Prim Neo из цикла „Молдова-20! Что дальше?]
В первый день Московского путча, 19 августа 1991 года, два официальных лица из Кишинэу, министр иностранных дел правительства '90 Николае Цыу и первый вице-председатель парламента '90 Ион Хадыркэ отбыли в Бухарест, где организовали правительство Республики Молдова в изгнании.
В течение четырех дней у Молдовы было правительство в изгнании. Первым вопросом, обсужденным с правительством Румынии, могла быть только независимость Республики Молдова, вспоминает министр иностранных дел правительства '90 Николае Цыу.
Все началось в первый день Московского путча. Николае Цыу вспоминает, что утром того дня, 19 августа 1991 года, его застал международный звонок. Звонил корреспондент Лондонской радиостанции Би-би-си. Корреспондент спросил прямо: в курсе ли происходящих в Москве событий и как последствия путча отразятся на Советском Союзе в целом и на Молдове в частности.
"Выразив свое личное мнение, а не точку зрения министерства, которое я представлял, я ответил, что на союзном уровне путч ускорит и приблизит процесс распада Советского Союза. Аргументов для этого предостаточно, на первый план выйдут люди, достоинство, карьера и жизнь которых была беспощадно и несправедливо затронута советской властью. Именно они поднимутся в едином порыве на баррикады, чтобы дать шанс, который нельзя упускать. Они обязательно поднимутся на баррикады, чтобы протестовать против диктатуры. Таков был мой ответ", - вспоминает Николае Цыу.
Бывший министр иностранных дел рассказывает, что в тот день был подписан президентский указ, согласно которому председателем Совета национальной безопасности стал Мирча Снегур, а в состав совета были включены председатель парламента Александру Мошану, премьер-министр Валериу Муравски, министр иностранных дел Николае Цыу, председатель Республиканского комитета по безопасности государства Тудор Ботнару, министр внутренних дел Ион Косташ и генеральный директор Партнерства по военным проблемам Николае Киртоакэ.
"В тот день состоялось заседание этого совета. После заседания Мирча Снегур попросил меня остаться. Остались только мы двое, он, не знаю почему, пристально на меня посмотрел и сказал: Мы приняли следующее решение. Ты вместе с Ионом Хадэркэ, первый вице-председателем парламента, едешь в Бухарест, там вы организуете правительство Республики Молдова в изгнании", - вспоминает Николае Цыу.
Экс-министр говорит, что Мирча Снегур попросил его организовать поездку и работу в Бухаресте. "Я вернулся в кабинет в Министерстве иностранных дел и связался с министром иностранных дел Румынии Адрианом Нэстасе, которого проинформировал о решении Совета национальной безопасности о нашей поездке в Бухарест. Он мне рекомендовал срочно выезжать, потому что у них была информация, что в 12 ночи, возможно, будет закрыта граница", - рассказывает бывший глава внешнеполитического ведомства.
Миновав границу, Николае Цыу и Ион Хадыркэ в 5.30 были в Министерстве иностранных дел, а Адриан Нэстасе находился в своем кабинете. "Вообще должен отметить значительный вклад Адриана Нэстасе в установление отношений между Румынией и Республикой Молдова. Он был нам как брат и в то же время как более опытный политик и дипломат. Отложив текущие обязанности, он взялся нам помочь, прощупав почву через своих зарубежных коллег, чтобы узнать, какие страны, когда и на каких условиях приветствуют и признают Декларацию о независимости Республики Молдова", - говорит Николае Цыу.
Бывший министр отмечает, что они были тепло приняты и размещены в Бухаресте. "Потом я вернулся в министерство, где продолжил дискуссии с Адрианом Нэстасе. Фактически тогда мы широко обсуждали проблему номер один – независимость Республики Молдова. Во второй половине того дня мы встретились с президентом Румынии Ионом Илиеску, премьер-министром Петре Романом, председателем Сената Александру Бырлэдяну, председателем Собрания депутатов Данном Марцианом, обсудив те же темы и вопросы, рассматривая их с точки зрения каждого из государственных институтов, рассмотрели ситуацию в Москве и Кишинэу. Ни один из собеседников не отрицал, что находится в курсе событий. Они узнавали информацию из румынского посольства в Москве", - вспоминает бывший министр иностранных дел.
Следующие три дня Николае Цыу и Ион Хадыркэ находились в основном в Министерстве иностранных дел. "Адриан Нэстасе взял нас под свое крыло, у нас повсюду был доступ, мы проводили дискуссии, перед нами открывалась любая дверь. Поддерживали связи и с другими сотрудниками министерства, специалистами высокой культуры. Нас шокировало, что румынские дипломаты, в отличие от нас, были намного более обеспокоенными событиями в Москве, ведь они угрожали с расстояния не только нам, бывшим союзным республикам, но и странам бывшего соцлагеря", - подчеркивает Николае Цыу.
До 24 августа и Николае Цыу, и Ион Хадыркэ находились в Бухаресте, поддерживали постоянные связи с Министерством иностранных дел, правительством, президентурой Молдовы и президентом Мирчей Снегуром. "Мы знали, что во время нашего отсутствия, 20 августа, был организован митинг на площади, в котором участвовали 20 тысяч человек", - говорит бывший глава внешнеполитического ведомства. В это время его семья, с которой он постоянно поддерживал связь, находилась в Кишинэу.
"24 августа, после решения Совета национальной безопасности, мы вернулись в Кишинэу. Мы сели в машину и через четыре часа были здесь, потому что нас сопровождала дорожная полиция, и мы очень быстро и без проблем добрались, миновав границу", - вспоминает Николае Цыу.
27 августа Николае Цыу участвовал в Великом национальном собрании, которое началось в 10.00, после чего, в 12.00, депутаты парламента начали работу. Была принята Декларация о Независимости и гимн Республики Молдова „Deşteaptă-te române...”. Николае Цыу говорит, что 28 августа получил приглашение от Министерства иностранных дел Румынии совершить рабочий визит в Бухарест, чтобы подписать Протокол об установлении дипломатических отношений. "Я поехал в новом статусе, в качестве министра иностранных дел независимого государства Республика Молдова", - отмечает Николае Цыу.
"Тот опыт был очень положительным, все мы, от высшего руководства до обычных граждан Республики Молдова, были едиными, знали, что надо делать, имели цель, были вместе. Сегодня я этого не чувствую, хотя перед нами и стоит благородная цель – интеграция в Европейский союз, но я не ощущаю того единства, которое чувствовалось тогда. Той эйфории, которая была тогда на национальных собраниях, больше нет. Хотя события апреля 2009 года показали, что в нашей стране еще есть власть демократии", - заключил Николае Цыу.
Министр иностранных дел тех лет добавил, что эти события должны придать импульс обществу для объединения сил в направлении активизации вступления в ЕС, как и тогда, 20 лет назад, когда все объединились и изменили что-то ради будущего.