logo

Права детей из очагов с туберкулезом не соблюдаются, мониторинг


https://www.ipn.md/ru/prava-detey-iz-ochagov-s-tuberkulezom-ne-soblyudayutsya-monitoring-7967_1078400.html

Единственные два фтизиопульмонологических реабилитационных центра для детей в стране не имеют достаточного количества педагогов и учебников. Здания не обеспечены питьевой водой и требуют капитального ремонта - показывает мониторинг соблюдения прав детей из очагов с туберкулезом, проводимый Офисом народного адвоката в сотрудничестве со Школой менеджмента в области общественного здоровья.

Народный адвокат по правам ребенка Майя Бэнэреску уточнила в ходе пресс-конференции в IPN, что в Республике Молдова дети, родители которых болеют туберкулезом, находятся в Фтизиопульмонологическом центре реабилитации детей в Корнештах и Фтизиопульмонологическом центре реабилитации детей в Тырнове. В этих двух центрах размещены дети от 3 до 17 лет. В настоящее время насчитывается около 200 детей. „Согласно национальным стандартам, дети размещаются в течение трех месяцев с правом продления нахождения до шести месяцев. К сожалению, мои коллеги из Офиса народного адвоката, побывав в центрах, нашли и детей, срок пребывания которых превышает несколько лет. Даже до девяти лет они находятся в этих центрах. Согласно уставу, эти учреждения не являются закрытого типа, но на самом деле дети закрыты там. Они не ходят в общинные учебные заведения, не общаются с детьми из сообщества. Все услуги предоставляются в рамках этих реабилитационных учреждений”, - сказала Майя Бэнэреску.

Главный консультант Бюро народного адвоката Елена Чернэуцану отметила, что в результате мониторинга было установлено, что право на здоровье детей в двух центрах нарушено. А именно из-за недостаточного мониторинга здоровья детей со стороны медицинского персонала, из-за нехватки персонала в этих учреждениях, низкого доступа или отсутствия альтернативных медицинских услуг, выписки ребенка после слишком длительного периода и его неинформирования о причине госпитализации. И право на образование этих детей нарушено. Центры сталкиваются с нехваткой педагогов, имеют ограниченный доступ к другим видам образовательной деятельности и профессиональной подготовки. Отмечено и отсутствие индивидуальных планов, основанных на возможностях и способностях каждого ребенка.

По ее словам, право на семью нарушается сокращенным контактом с членами семьи. В учреждениях нет комнаты, оборудованной для посетителей. Семья ребенка не участвует в планировании и организации институционализации, а процесс реинтеграции в общество институционализированных детей плохо развит или отсутствует. И право на мнение не обеспечено. Отсутствуют процедуры, вовлекающие детей в дискуссии, в поиске компромисса и обучению толерантности. В целом, мнение детей не учитывается, а политики или институциональные механизмы для участия ребенка в процессе принятия решений отсутствуют. Право на информацию также нарушается. Дети не проинформированы о праве подавать жалобу, и не имеют почтового ящика, чтобы они могли ее подавать.

Правительству предлагается инициировать процедуру внесения поправок в нормативную базу, относящуюся к ситуациям защиты ребенка, находящимся в ситуации риска, в частности к категориям несовершеннолетних, непосредственно затронутым туберкулезом. Также утвердить конкретные стратегии в области защиты детей из очагов с туберкулезом и их социальной защиты. Министерству здравоохранения, труда и социальной защиты рекомендуется пересмотреть статус или принадлежность реабилитационных центров как учреждений, принадлежащих только к системе здравоохранения, установить механизм мониторинга и координации процесса институционализации детей из очагов с туберкулезом и разработать политику социальной интеграции или реинтеграции институционализированных детей. Министерству образования, культуры и исследований предлагается пересмотреть и адаптировать программу обучения для институционализированных детей для обеспечения их права на образование. Местные органы власти призваны выявить эффективный механизм сотрудничества в процессе институционализации детей путем вовлечения специалиста в защиту прав детей, отделенных от семьи, и развивать постоянное сотрудничество с реабилитационными центрами для последующей реинтеграции детей в общество.