logo

Позиция по приднестровскому конфликту: без права на ошибку


https://www.ipn.md/ru/pozitsiya-po-pridnestrovskomu-konfliktu-bez-prava-na-oshibku-7978_1006074.html

Анализ IPN: Декларация Парламента Республики Молдова о нынешней ситуации в процессе урегулирования приднестровского конфликта, принятая по итогам двухдневных дебатов за закрытыми дверями, вобрала в себя очень много нужных моментов. Вместе с тем в ней не нашлось места для тех аспектов, которые способны были спровоцировать взрыв с тяжелейшими последствиями или же послужить детонатором взрыва для других сил. Декларация была принята, за малыми исключениями, на основе консенсуса, властью и оппозицией, что является верным подходом к вопросам стратегической важности для общества и страны.
---

В работе саперов есть золотое правило: первая же ошибка может оказаться последней. В современном информационном пространстве, нафаршированном новостями о разного рода военных конфликтах, катаклизмах, терактах, актах насилия, убийствах и суицидах, очень и очень редко встречаются упоминания о смерти сапера или группы саперов при исполнении. Может, работа саперов является чрезвычайно засекреченной? Или же им действительно удается в точности следовать своему золотому правилу? Если верно второе, значит, в принципе, такое правило является выполнимым. Требуются лишь достаточный профессионализм и ответственность. 

Без профессионализма и ответственности не обойтись и в политике. Возможно, в этой сфере данные качества еще важнее, чем в саперном деле, ведь последствия ошибок в политической деятельности, как правило, несопоставимо тяжелее. 

Но зачастую политики ведут себя далеко не "по-саперски". Вероятно, это объясняется тем, что у них есть возможность заранее подыскать для себя укрытие, прежде чем подрывать "бомбы" социального и политического характера. Либо же виной отсутствие уже упомянутых профессионализма и ответственности. Например, молдавский политический класс проявлял абсолютно "несаперское" поведение на протяжении затянувшегося и глубокого политического кризиса, который, похоже, недавно все-таки завершился, но едва не стоил стране схода с европейских рельс. 

Имеющиеся и отсутствующие акценты

В конце минувшей недели большинство молдавских политиков поработало в "саперском" режиме, максимально осмотрительно подойдя к напряженной ситуации в приднестровском регионе страны. Так, документ, принятый по итогам двухдневных дебатов за закрытыми дверями, вобрал в себя очень много нужных моментов, и вместе с тем в нем не нашлось места для тех аспектов, которые способны были спровоцировать взрыв с тяжелейшими последствиями или же послужить детонатором взрыва для других сил. Кроме того, соответствующая декларация была принята, за малыми исключениями,  на основе консенсуса, властью и оппозицией, что, на наш взгляд, является правильным подходом к вопросам стратегической важности для общества и страны.   

Окончательный вариант декларации – это очень взвешенный политико-дипломатический документ, предназначенный в большей мере для внешнего, нежели внутреннего потребления. И такое предназначение опять же верно, в том числе потому, что корни конфликта, равно как и шансы на его урегулирование, во многом находятся и зависят от поведения крупных международных игроков и международной политической конъюнктуры. Более того, от этих игроков и международной конъюнктуры в значительной степени зависит и исторический шанс Молдовы и ее населения преодолеть вечное состояние перехода "из ниоткуда в никуда" и беспрерывного колебания между разными координатами и ценностями. Приднестровский конфликт, остающийся замороженным уже столько лет, является и мотивом, и элементом, и проявлением данных колебаний. Поэтому крайне опасно ворошить его, не имея уверенности в благополучном финале для шансов на европейскую перспективу страны. 

Да, есть правда в словах тех политиков, которые утверждают, что нагнетание напряженности в приднестровском регионе некоторыми внутренними и внешними силами призвано подорвать европейский курс Молдовы, а поэтому, по их мнению, следовало бы пересмотреть некоторые части декларации, упомянув, в частности, о том, как Российская Федерация выполняет свою роль посредника и гаранта в процессе урегулирования приднестровского конфликта, а также о международных обязательствах Кремля по выведению своих войск и вооружений с территории Республики Молдова. Вот только включение подобных замечаний в декларацию неизбежно обернулось бы напряженностью в молдавско-российских отношениях и, соответственно, еще большим буксованием, вплоть до полной остановки, процесса переговоров в формате „5+2”, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Такая атмосфера еще серьезнее усугубила бы ситуацию в приднестровском регионе, с или без развития событий до нового вооруженного конфликта. "Саперы" от молдавской политики не могут позволять себе подобных жестов. Пример Грузии абсолютно наглядно показывает, во что могут вылиться такие действия в Молдове. 

До российско-грузинской войны 2008 года именно Грузия, а не Молдова, была для ЕС "историей успеха" Восточного партнерства. Более того, Грузия была "историей успеха" НАТО и даже значилась в списке вполне реальных кандидатов на вступление в Североатлантический альянс. И вот, за окном 2013 год, а всех этих перспектив как не бывало. И неизвестно, вернутся ли они в случае Грузии в будущем. Эту кавказскую страну не смогли защитить ни ЕС, ни НАТО, поскольку она не являлась членом ни одной из этих организаций. В последние годы "историей успеха" стала Молдова, и сейчас у нее нет права наступать на те же грабли. Молдове нужны профессиональные и ответственные "саперы", дабы добиться одной из двух важнейших стратегических целей – европейской интеграции. Вторая цель – воссоединение страны – недостижима без выполнения первой задачи.  

Сепаратистские провокации циклического характера

Да, оппоненты принятия декларации в той форме, в которой она была принята парламентом, правы, заявляя о продолжении в будущем провокаций, связанных в приднестровским конфликтом. Однако воинственный, недипломатический характер документа отнюдь не гарантировал бы прекращение этих провокаций. Скорее, наоборот. Скорее, политикам-"несаперам" следовало бы осознавать, что провокации, запускаемые с левого берега Днестра, с или без ведома Москвы, носят циклический характер, практически вне зависимости от того, что официальный Кишинэу предпринимает для урегулирования конфликта. Каждый этап потепления в отношениях между двумя берегами Днестра обязательно сменяет этап кризиса и серьезных провокаций. Периодическое улучшение отношений обеспечивается субъективно-политическим характером конфликта и объективными, естественными нуждами людей с обоих берегов Днестра в плане диалога и сотрудничества. Периодические взрывы ситуации продиктованы сепаратистской сутью режима, установившегося на Левобережье, с или без помощи Москвы или, как предпочитают говорить дипломаты, "определенных кругов из Российской Федерации".  Тираспольский режим и не может себе позволить улучшение отношений с Кишинэу на постоянной основе, поскольку для этого ему потребовалось бы отказаться от своей сепаратистской сути. "В тот день, когда мы придем к искоренению всех проблем, связанных с конфликтом, мы, проводники независимого Приднестровья, должны будем просто исчезнуть", - похоже, именно так время от времени говорят себе на левобережье Днестра. Или говорят им. Согласно сценарию, опробованному неоднократно, очередное "отдаление" достигается за счет провокаций. Последние провокации возникли на фоне серьезного политического кризиса в Кишинэу и углубились после его преодоления и, следовательно, возвращения шансов на продолжение процессов европейской интеграции с важными результативными этапами осенью этого года и осенью будущего года. 

Таким образом, процесс европейской интеграции и процесс урегулирования приднестровского конфликта – две стороны одной медали или две общенациональные задачи, которые можно решить только в связке. На нынешнем историческом этапе лишь идея европейской интеграции имеет потенциал для модернизации страны с обеспечением высокого уровня жизни ее граждан, что повысит ее привлекательность в глазах людей с левого берега Днестра. Это понимают как те, которые желают достижения данных целей, так и те, которые выступают против. И у первых определенно нет права на ошибку. 

Валериу Василикэ, IPN