Народный адвокат Михаил Которобай говорит, что он не против идеи введения должности омбудсмена по правам предпринимателей, но не в рамках Офиса народного адвоката. Омбудсмен выступает с этими уточнениями в условиях, когда, по его мнению, власти еще не поняли его послания, а также причин, которые побудили его выступить против данной инициативы, - передает IPN.
Народный адвокат отмечает, что получил сообщение за подписью министра экономики и инфраструктуры Анатола Усатого, в котором приводятся несколько аргументов в пользу необходимости создания института омбудсмена (адвоката) в сфере предпринимательской деятельности. Среди прочего упоминается, что в Плане действий Правительства на 2020-2023 годы предусмотрено, что существуют „факторы, которые определяют необоснованные расходы и неоправданно препятствуют деловой среде с точки зрения системы государственного управления”. Кроме того, омбудсмен по правам предпринимателей должен внести свой вклад в решение этих проблем, поскольку, „несмотря на то, что в последние годы правительство разработало и внедрило несколько программных документов, целью которых было осуществление реформы нормативно-правовой базы деловой среды, ожидаемое воздействие реформ не было осуществлено в полном объёме”.
„Кроме того, сделана ссылка на опыт других государств, в которых такая единица существует и эффективно работает. Представители Министерства экономики и инфраструктуры сознательно или неосознанно уклонились от того, чтобы отметить, это то, что нет стран, где бизнес-омбудсмен работает в рамках Национального учреждения по правам человека. Это обстоятельство - предложение внедрить данную должность в специализированное подразделение Офиса народного адвоката - и является причиной несогласия омбудсмена с такой инициативой”, - уточняет Михаил Которобай.
По словам народного защитника, должность адвоката по правам предпринимателей изначально задумывалась как отдельная единица, но такой законопроект не нашёл поддержки у Министерства финансов и Министерства юстиции, которые выступили за его включение в Офис народного адвоката. Однако, по его мнению, это предложение в корне неудачно, поскольку у омбудсмена – другие полномочия - защищать основные права и свободы человека в Республике Молдова, включая от вероятных злоупотреблений со стороны деловой среды.
Омбудсмен подтверждает, что данной ситуации можно было избежать при существовании нормального диалога между Офисом народного адвоката и властями. Михаил Которобай выражает надежду, что депутаты парламента примут во внимание его аргументы, а также заключения международных экспертов, чьи мнения по рассматриваемому законопроекту запросил Офис народного адвоката.
Народный защитник неоднократно обращается к депутатам законодательного органа с просьбой приостановить рассмотрение и принятие законопроекта, предусматривающего создание должности омбудсмена по правам предпринимателей в составе Офиса народного адвоката, до получения международной экспертизы соответствующего документа.