logo

Последствия назначения даты президентских выборов и конституционного референдума. Op-Ed Виктора Пелин


https://www.ipn.md/ru/posledstviya-naznacheniya-daty-prezidentskikh-vyborov-i-konstitutsionnogo-refere-7978_1104610.html

В совокупности перечисленные факторы могут оказать непредсказуемое влияние на исход президентских выборов. Соответственно, правящей ПДС важно, как минимум, получить подтверждение необратимости вектора европейской интеграции для будущего Республики Молдова. В связи с этим была выдвинута инициатива по изменению Конституции путем референдума, как это сделали Грузия в 2017 году и Украина в 2019 году. В условиях войны в регионе, учитывая экспансионистские амбиции путинского режима, эта инициатива оправдана. Проблема в том, что она до предела поляризует настроения в политическом классе и социальных сегментах...
---

Начало избирательного периода

16 мая 2024 года парламент назначил дату президентских выборов и конституционного референдума на 20 октября этого года. Дата выборов была известна уже давно, но официальное закрепление даты важно для начала подготовки к этим двум мероприятиям. Согласно Кодексу о выборах, в большинстве избирательных процедур за точку отсчета берется избирательный период со дня принятия закона о назначении даты выборов до дня утверждения результатов выборов компетентными органами, но не более 120 дней. Иными словами, избирательный период начнется 22 июня 2024 года.

На самом деле потенциальные претенденты на победу и множество сомнительных элементов начали подготовку к выборам уже около года назад. После этого 5 ноября 2023 года состоялись местные выборы, которые послужили полигоном для проверки электорального потенциала основных политических партий в преддверии президентских выборов 2024 года. Результаты местных выборов подтвердили, что лишь около 10 из более чем 60 политических партий способны в той или иной степени повлиять на исход президентских выборов. В таких условиях, учитывая глубокую поляризацию общества по вопросу европейской и евразийской интеграции, способность политических сил объединиться, чтобы склонить чашу весов в пользу проевропейского кандидата или его оппонента, в пользу европейской или евразийской интеграции, имеет значение.

В поисках единого кандидата от оппозиции на президентских выборах

Опросы общественного мнения постоянно показывают, что только два кандидата имеют хорошие шансы на победу в президентских выборах - действующий президент Майя Санду и бывший президент Игорь Додон. Санду объявила о своем намерении баллотироваться уже 24 декабря 2023 года, а Додон лавирует, чтобы заручиться широкой поддержкой пророссийской оппозиции.

Пока ни один из кандидатов не может быть уверенным в победе на президентских выборах, поэтому помимо рейтингов доверия и намерений граждан голосовать, большое значение имеет ряд других факторов. Стоит отметить, что Майя Санду, как действующий президент, может участвовать в выборах только как независимый кандидат. Правда, с возможностью поддержки со стороны некоторых проевропейских политических сил. Бесспорно, правящая Партия действия и солидарности (ПДС), которую Майя Санду основала в мае 2015 года и возглавляла до ноября 2020 года, поддержит ее кандидатуру. Игорь Додон, с другой стороны, может быть кандидатом как от Партии социалистов Республики Молдова (ПСРМ), к руководству которой он вернулся после двухлетнего перерыва, так и от широкого избирательного блока. В этом смысле Майя Санду и Игорь Додон могут поменяться ролями, которые у них были в президентской гонке 2020 года.

У каждого из двух главных кандидатов есть свои преимущества и недостатки. Правда, Игорь Додон гораздо лучше общается, чем Майя Санду. Это преимущество проявляется в так называемом процессе определения общего кандидата от оппозиции. Определение общего кандидата от оппозиции - это не прихоть и не благое намерение, лишенное практической целесообразности. Возможный единый кандидат от оппозиции будет призван мобилизовать протестующий электорат, чтобы не уступить победу действующему президенту в первом туре.

Проевропейские политические силы даже не говорят об определении общего кандидата в президенты. На самом деле, большим недостатком президента Майи Санду является то, что она удосужилась создать себе проевропейскую оппозицию в лице Политического блока Вместе (Блок Вместе). Неспособность эффективно взаимодействовать для укрепления проевропейских сил в критический для судьбы страны момент - препятствие, которое трудно игнорировать. В таких условиях, учитывая непримиримую критику со стороны Блока Вместе в адрес президента Майи Санду и ПДС, единственной их надеждой было бы, чтобы Блок Вместе не оказался в роли полезных идиотов для противоположного лагеря.

Маневры лидера ПСРМ

Председатель Партии развития и консолидации Молдовы (ПРКМ) Ион Кику и председатель Платформы Молдова, бывший башкан Гагаузии Ирина Влах работают над определением единого кандидата от оппозиции, но безуспешно. Стоит отметить, что, в отличие от Майи Санду, ее главный политический оппонент - Игорь Додон - не отверг приглашения присоединиться к оппозиционным силам. Как опытный политик, Додон обусловил свою поддержку единому кандидату тем, что настоял на конфиденциальности усилий (см. мин. 06.30) и беспартийности возможного претендента. Естественно, осознавая, что у него самый высокий рейтинг среди оппозиционных кандидатов, Игорь Додон дал понять потенциальным союзникам, не антагонизируя их, что им остается только искать такого общего кандидата, взяв на себя снисходительную, пассивную роль. В случае неудачи, единственным выходом будет поддержка кандидата от ПСРМ как в первом, так и во втором туре выборов. Судя по всему, бывший премьер-министр Ион Кику понял маневры Игоря Додона и еще 24 февраля 2024 года объявил, что у ПРКМ будет свой кандидат в президенты. Это заявление не вызвало возмущения общественности и не заблокировало попытки определить единого кандидата.

При назначении даты президентских выборов, Игорь Додон с большим вдохновением решил, что настало время раскрыть участников консультаций, настаивая на определении общего кандидата, хотя и понимает, что определить его невозможно. В то же время у потенциальных союзников ПСРМ нет причин расстраиваться из-за того, что были раскрыты. Дело в том, что Ион Кику и Ирина Влах сами, по отдельности и в разное время, заявили о своей заинтересованности и участии в консультациях по объединению усилий оппозиции и определению единого кандидата в президенты. Остальные разоблаченные участники мало что значат, и их называют уменьшительно-ласкательными именами или среди прочих, чтобы подчеркнуть их незначительный вес. Однако у разоблачения была конкретная цель - объявить общественности, что клоны Шора не участвуют в процессе определения общего кандидата.

На самом деле, после того как коммунистическо-социалистические верзилы не позволили одному из клонов Шора возглавить колонну демонстрантов 9 мая, стало ясно, что оппозиция по-прежнему расколота. Иными словами, появился дополнительный показатель того, что определить единого кандидата от пророссийской оппозиции на президентских выборах практически невозможно. Хотя было бы неправильно торопиться с выводами, особенно после того, как беглец Илан Шор получил российское гражданство. Любопытно, что получение Иланом Шором российского гражданства совпало с дебатами в израильской прессе о росте антисемитизма в России, который вспыхнул с новой силой после нападения террористов ХАМАСа на еврейское государство, явление, подтверждаемое опросами общественного мнения, которые показывают, что российская пропаганда против Израиля приводит к тому, что около 1/3 российских граждан, по сравнению с 1/5 два года назад, считают, что евреям не должен быть разрешен въезд в Россию. В этом контексте важность Илана Шора и его сети клонов для планов Кремля в Молдове чрезвычайно показательна.

Невыполнимое предложение лидера ПСРМ о выдвижении единой кандидатуры от оппозиции

Для пущей конструктивности Игорь Додон привел в пример бывшего генерального прокурора Александра Стояногло как потенциального единого кандидата. Любопытно, что при этом Додон настаивает на том, что Александр Стояногло обязательно вернется на пост генпрокурора после победы оппозиции на президентских выборах. Как это возможно, Игорь Додон не объяснил. Дело в том, что возможное согласие Александра Стояногло стать единым кандидатом в президенты от оппозиции ставит крест на его попытках восстановиться в должности генпрокурора. Если он выиграет президентскую гонку, то станет главой государства, а если проиграет, то останется с клеймом пророссийской оппозиции. Оба варианта сделают невозможным его возвращение на пост генерального прокурора. Соответственно, рассуждения Игоря Додона показывают, насколько искренне лидер ПСРМ стремится определить единого кандидата от оппозиции на президентских выборах.

Однако следует признать, что Игорь Додон одним выстрелом попал в двух зайцах, сохранив определенную лояльность к своим потенциальным партнерам по коалиции, присвоив себе право поручить им определить общего кандидата до 31 мая. В противном случае каждый из потенциальных кандидатов будет вправе участвовать в выборах самостоятельно, не нападая друг на друга, чтобы поддержать сильнейшего во втором туре. Поэтому можно предположить, что у пророссийской оппозиции, скорее всего, не будет общего кандидата на президентских выборах. То есть по итогам первого тура естественным образом определится общий кандидат от оппозиции, которого во втором туре поддержит вся оппозиция, у которой не останется другого выбора. С этой точки зрения расчеты Игоря Додона вполне уместны.

Непредсказуемые факторы

Несомненно, череда всевозможных кризисов, вызванных дестабилизацией региональной ситуации в результате агрессии России против Украины, сильно подпортила имидж президента Майи Санду и правящей партии. Но череда ошибок и сомнительных действий, совершенных некоторыми представителями правящей ПДС, а также скомпрометировавшие себя реформы, особенно в системе правосудия, обесценивают оправдания негативного влияния российской агрессии на экономику страны. С этой точки зрения власти проигрывают пропагандистскую битву пророссийской оппозиции, которая получает финансовую поддержку из России через сеть Шора. В целом, правящая ПДС остается крайне слабой в диалоге с гражданами, и это является основным фактором риска для ПДС.

В совокупности перечисленные факторы могут оказать непредсказуемое влияние на исход президентских выборов. Соответственно, правящей ПДС важно, как минимум, получить подтверждение необратимости вектора европейской интеграции для будущего Республики Молдова. В связи с этим была выдвинута инициатива по изменению Конституции путем референдума, как это сделали Грузия в 2017 году и Украина в 2019 году. В условиях войны в регионе, учитывая экспансионистские амбиции путинского режима, эта инициатива оправдана. Проблема в том, что она до предела поляризует настроения в политическом классе и социальных сегментах. В таких условиях не исключены всевозможные вызовы, которые возникают с определенной периодичностью, призванные вызвать страх и тревогу.

Еще одним непредсказуемым фактором является поведение диаспоры. Поведение молдавских граждан, проживающих за рубежом, которые составляют примерно 1/3 электората, неизвестно и не может быть оценено. Сможет ли этот электорат проявить такой же энтузиазм, как в 2016, 2020 и 2021 годах, когда голоса диаспоры составляли около 10-15%? В любом случае, можно предположить, что и власти, и оппозиция мобилизуют все свои ресурсы, чтобы убедить избирателей поддержать тот или иной вариант на выборах и определенный вектор региональной интеграции.