logo

Политолог о финансовой помощи ЕС во время COVID-19


https://www.ipn.md/ru/politolog-o-finansovoy-pomoshchi-es-vo-vremya-covid-19-7978_1072786.html

Политолог Дионис Ченуша утверждает, что помощь, оказываемая Европейским Союзом во время пандемии Республике Молдова и другим государствам Восточного партнерства, очень важна, но критерии, по которым эта помощь предоставляется каждому государству, не ясны. Европейские партнеры - это те, кто должен ответить на эти вопросы, чтобы исключить любые спекуляции. Поскольку очевидно, что Правительство не позволяет себе задавать такие вопросы, поскольку его автоматически обвинят в нападки на ЕС, политолог предлагает оппозиционным политикам сделать это. Тем более, что Майя Санду или Андрей Нэстасе имеют больше доверия в Брюсселе, чем все Правительство вместе взятое, отметил Дионис Ченуша, цитируемый IPN.

По мнению политолога, Европейский Союз является важной помощью для Молдовы и других стран Восточного партнерства и не является лучшей альтернативой для страны и региона, чем европейская интеграция. Но это должно основываться на объективных оценках ситуации в стране, в том числе когда речь идет о политических предпосылках или условиях, которые всегда выдвигались для стимулирования развития молдавской демократии.

„Мы признательны, что ЕС объявил о помощи восточным соседям девять дней назад, 30 марта 2020 года. Помощь была обещана шести странам, даже не зная, сколько денег каждая страна получит по отдельности. Тогда европейские партнеры объявили о перераспределении 140 миллионов евро на неотложные нужды и перенаправлении еще 700 миллионов евро из других программ для облегчения бремени социально-экономического воздействия вируса. В дополнение к этим суммам было заявлено около 100 миллионов евро на поддержку МСП. Еще 200 миллионов евро предстоит  выделить в рамках инициативы EU4Business”, - отметил политолог в сообщении в Facebook.

8 апреля Европейская комиссия раскрыла распределение денег по странам. По его мнению, некоторые аспекты заслуживают внимания. Во-первых, ассоциированные страны, такие как Украина, Грузия и Молдова, получили по отдельности больше, чем Беларусь и Азербайджан. Второй интересный момент, по его мнению, заключается в том, что неассоциированная страна, но с глубоким партнерством с ЕС - Армения - получает на пять миллионов евро больше, чем Молдова. И, не в последнюю очередь, но не менее важное: Украина, население которой в десять раз превышает население Грузии, получает практически такую ​​же сумму помощи, а Молдова - в два раза меньше Грузии.

Дионис Ченуша допускает, что распределение денег имело бы меньшее значение, если бы не кризис COVID-19. Тем не менее, Молдова имеет самые негативные данные - 1174 инфекции и 27 смертей и находится ближе к Украине, где 1668 инфекций и 52 смерти (на 8 апреля). Однако помощь ЕС в кризисной ситуации COVID-19 не распределяется по эпидемиологическим критериям. Не только. Иначе неясно, по его мнению, почему Грузия с 211 инфекциями и тремя смертельными случаями получает 183 миллиона евро, что на семь миллионов меньше, чем Украина (190 миллионов евро), население которой составляет 37 миллионов человек и в восемь раз больше инфекций.

„Другими словами, либо Молдове нужно больше денег, либо деньги для Грузии и Армении необходимо было распределять другим образом. Отсутствует ясность в отношении критериев, используемых европейскими партнерами при распределении помощи. Они подсчитали эпидемиологические аспекты - количество инфекций, тенденции инфекций, состояние системы общественного здравоохранения), экономические (влияние на реальный сектор экономики, сектор услуг, денежные переводы, что-то еще), политические аспекты (как оценивается правительство, отношения правительства с оппозицией и т.д.)? Прежде всего, это был смешанный набор критериев, но это должны объяснить европейские партнеры”, - подчеркнул политолог.

По его словам, экономически все страны будут страдать, как по внутренним причинам, так и в качестве побочного эффекта зависимости от ЕС и, в меньшей степени, от России. Медицинский сектор в Молдове находится под огромным давлением, выше, чем в других странах Восточного партнерства, из-за численности населения в 2,9 миллиона человек и большого числа инфекций. По его мнению, если речь идет о политических вопросах, то неясно, каков перечень вопросов, адресованных властям Молдовы. „Если есть проблемы с условиями или политическими предпосылками для макрофинансовой помощи, то каковы они? Почему неформальный/ олигархический режим в Грузии не беспокоит так сильно, как правительство Кишинева, часть которого (социалисты) открыто симпатизирует России? Есть ли уместные вопросы, на которые нам нужны четкие ответы, чтобы исключить любые спекуляции, и могут ли европейские партнеры сделать это лучше, чем кто-либо другой?”, - спрашивает Дионис Ченуша.