Несмотря на предписания нормативных актов, согласно которым показания с ребенка, проходящего по делу как пострадавшая сторона, снимаются в присутствии педагога или психолога, не уточняется, каким образом следует обеспечить эту процедуру. Ряд судей и сотрудников уголовной полиции, опрошенные в рамках тематического исследования, отметили, что в штатном расписании судебных инстанций педагоги или психологи не предусмотрены. Интервьюируемые указали на то, что такие специалисты однозначно необходимы, пусть и с сокращенной рабочей программой, передает IPN.
Исследование „Copiii victime ale infracţiunilor şi procedurile legale: cazul Republicii Moldova” (Дети-жертвы правонарушений и легальные процедуры: пример Республики Молдова) представлено Национальным центром по предупреждению насилия в отношении детей (CNPAC). Авторы исследования констатировали, что многие психологи и педагоги, задействованные в процедуре допроса детей-жертв, работают в учебных заведениях и нередко из-за совпадения рабочей программы судебные заседания приходится откладывать. Судьи и офицеры уголовного преследования, опрошенные в рамках исследования, отмечали, что не всегда методы обеспечения присутствия специалистов в зале суда являются законными. Это объясняется тем, что в отсутствии психологов и педагогов дела детей-жертв рассматривают сотрудники судебной инстанции, у которых имеется педагогическое образование.
Особое внимание в исследовании уделено присутствию ребенка лицом к лицу с обвиняемым. Представители закона подчеркнули, что судьи не могут отказать обвиняемому в праве на защиту, что включает и право задавать вопросы, но по просьбе ребенка-пострадавшего обвиняемый может быть удален из зала, где снимаются показания. Национальное законодательство не предусматривает обязательное назначение ребенку-пострадавшему государственного защитника. Только если семья ребенка-пострадавшего не располагает финансовыми средствами, ребенок-пострадавший имеет право на юридическую помощь, гарантированную государством.
Авторы исследования сформулировали и ряд рекомендаций, направленных на улучшение процедуры опроса детей, которые являются пострадавшей стороной, а также на преобразование судебной системы в более дружественную детям. Предложения касаются решения проблемы помещений, а также специализации психологов и педагогов, которые могли бы оказать помощь и консультирование детям, пострадавшим от чьих-то действий, и их семьям.
Исследование проведено в ноябре-декабре 2012 года при поддержке Агентства международного развития США (USAID) в рамках Программы FHI 360 „Консолидация гражданского общества в Молдове”. В рамках исследования были опрошены 306 сотрудников уголовного преследования, прокуроров и судей. Одновременно, было проведено 11 индивидуальных интервью с представителями публичной администрации и органов юстиции, а также проанализированы 10 тематических исследований о детях-жертвах правонарушений.