Подписанное в Москве заявление будет иметь серьезные последствия для процесса урегулирования приднестровского конфликта, независимый аналитик
https://www.ipn.md/ru/podpisannoe-v-moskve-zayavlenie-budet-imet-sereznye-posledstviya-dlya-protsessa--7965_974610.html
Совместное заявление, подписанное в Москве в среду, 18 марта, президентом Республики Молдова Владимиром Ворониным и лидером приднестровской администрации Игорем Смирновым в присутствии президента России Дмитрия Медведева, будет иметь серьезные последствия для процесса урегулирования приднестровского конфликта, хотя чисто внешне оно имеет позитивное значение. Урегулирование приднестровского конфликта затянется еще на продолжительный период времени, высказал свое мнение для Info-Prim Neo независимый аналитик Влад Лупан.
Политический аналитик выделяет в заявлении три важнейших элемента. "В первую очередь, в заявлении говорится, что стороны готовы продолжать дискуссии, а это означает, что власти Республики Молдова приняли и продолжают принимать формулу Российской Федерации, предполагающую, что Приднестровье – это равная часть в переговорах по урегулированию, того же калибра с юридической точки зрения, что и Республика Молдова, которая является признанным государством. Соответствующая позиция Российской Федерации свидетельствует и об ее отношении к урегулированию приднестровского конфликта", - отметил Влад Лупан.
Второй элемент этого заявления, который внешне имеет позитивное значение, однако в реальности скрывает подводные камни, - это возврат к переговорам в формате 5+2. „Хотя стороны договорились вернуться к этому формату, в действительности соответствующее заявление было сделано в формате 2+1, принятом президентом Ворониным в пользу Российской Федерации ", - подчеркнул Влад Лупан. "По сути Россия вызвала в Москву лидеров Кишинэу и Тирасполя, чтобы достичь определенных договоренностей, которые затем могут быть поставлены в формате 5 +2. Таким образом, состоялась встреча, из которой были исключены западные партнеры, которые будут поставлены перед свершившимся фактом, когда в рамках формата 5 + 2 им будет представлена политическая договоренность сторон, договоренность, выразившаяся в этом заявлении", - полагает аналитик.
Третий элемент – это трансформация нынешних миротворческих сил в операцию под эгидой ОБСЕ. На первый взгляд, эта мера имеет позитивное значение. "Уточняется, что данная трансформация будет осуществлена только после окончательного урегулирования приднестровского конфликта. А окончательное урегулирование затягивается и сопровождается условиями со стороны Российской Федерации, которая в разных случаях уже показывала, что не отказывается от меморандума Козака. Таким образом, мы видим, что власти Республики Молдова безоговорочно согласились не трансформировать миротворческие силы в видимом будущем", - утверждает Влад Лупан.
Эксперт подчеркивает, что миротворческие силы по сути являются российскими силами. "Принимая факт, что эти силы не уйдут раньше, чем после политического урегулирования приднестровского конфликта, условием которого Россия ставит меморандум Козака, Республика Молдова косвенно приняла и тот факт, что не будет настаивать на выводе российских войск с территории Республики Молдова", - подчеркнул аналитик.
Он напомнил, что Российская Федерация настаивала на подобной "синхронизации" между урегулированием приднестровского конфликта и выводом своих сил и до Стамбульского саммита 1999 года. Сейчас это предложение вновь было озвучено, вот только с более "хитрой" формулировкой.
Также Влад Лупан убежден, что визит президента Владимира Воронина в Москву имеет очень сильное избирательное значение. По мнению аналитика, правящая партия уже более шести месяцев идет на односторонние уступки Российской Федерации. В обмен Россия обеспечивает коммунистам освещение в Республике Молдова посредством российских каналов, Воронин предстает на телеэкранах рядом с одним из самых популярных политиков в Республике Молдова – российским президентом Медведевым.
Согласно последнему Барометру общественного мнения, российский президент Дмитрий Медведев – это политический лидер, к которому население Республики Молдова испытывает наибольшее доверие после премьер-министра Российской Федерации Владимира Путина.