«...Только от нас зависит как мы выйдем из третьей волны этой пандемии. Нам нужны сила, чтобы принимать правильные решения, и воля, чтобы выполнять свои собственные решения. Приоритетом, при этом должно быть спасение человеческих жизней!
Пандемия в Молдове имеет особый оттенок, в значительной степени определяемый подлинными местными подходами. В то время как все качаются на третьей пандемической волне, мы быстро поднимаемся только на вторую волну.
Вы будете удивляться, почему у нас есть только две волны?
Мы, как и все остальные, теперь должны были быть на третьей волне. Просто, когда мы пытались выбраться из первой волны, пришло время президентских выборов. Выборы не позволили Молдове выйти из первой пандемической волны, но наоборот, мы все вступили на полной скорости с первой волны прямо во вторую. Эти две перекрывающиеся волны вызвали большое количество заболеваний в ноябре-декабре 2020 года.
В январе, после праздников, связанных с относительной полу-изоляцией, количество заболеваний начало медленно снижаться. Все страны выходили из второй волны. Мы в Молдове вышли из первой волны. Радость, однако, длилась недолго.
В феврале количество заболеваний снова начало расти. Увеличилось все, что могло увеличиться: и количество положительных тестов, и доля их положительности, и количество больных, и продолжительность заболевания.
Гипотеза, которая доминировала в течение последнего года, если мы тестируем больше - у нас будет больше случаев, наконец, была подтверждена на практике. Когда мы сделали 6000 тестов, у нас было более 2000 новых случаев. Когда мы сделали 3000 тестов, у нас было 1000 новых случаев.
Число случаев смерти также быстро возросло. Число ежедневных смертей в конце марта практически в два раза превышает число ежедневных смертей начала месяца.
Однако в этой волне было и что-то новое. В условиях, когда количество тестов изменчиво, количество новых случаев изменчиво, число тех, кто находится в тяжелом состоянии остается неизменным. Число активных случаев заболевания среди населения в целом можно оценить по количеству тяжелых случаев заболевания. Если судить по числу тяжелых случаев -это тревожная цифра!
Ко всему, врачи исчерпаны и физически и морально, школьники учатся в он-лайне, предприятия находятся на грани банкротства, политики живут по своей повестке дня, пандемическая усталость доминирует во всем обществе.
Как и когда мы пройдем эту волну пандемии?
Если посмотреть на характеристики первых двух волн в Молдове и рассмотреть их совокупление, определяемое прошедшими президентскими выборами, то можно прогнозировать, что третья волна также будет пересекаться с четвертой волной из-за досрочных парламентских выборов, которые предполагаемо пройдут в июне-июле 2021 года.
Продолжительность первых двух перекрывающихся волн составила около 7 месяцев, волна, которая началась на Троицу в июне, начала спадать к Рождеству. Нынешняя волна началась с весны, и если мы добавим выборы, то она закончится в октябре.
Если мы оглянемся назад на все, что мы сделали в первой волне, мы можем легко увидеть, что мы расширили количество больничных коек, оснастили некоторые из них кислородным оборудованием, увеличили возможности тестирования, и на этом все. Это были технические шаги.
Концептуально, мы скорректировали протоколы клинического лечения, и на это тоже все. У нас не было возможности сделать эпидемиологический надзор за контактами первого уровня, мы не тестировали и не изолировали их дальше.
В итоге мы многое потеряли человеческого потенциала, в том числе и в системе здравоохранения. Мы потеряли много квалифицированных специалистов без возможности немедленного замещения резервов.
Оценка нынешней ситуации и новых обстоятельств ясно говорит нам о необходимости изменения тактики.
Сейчас мы делаем в точности то, что делали в первой волне. В нашей тактике ничего не меняется, хотя требуются изменения, во многом определяемые особенностями вируса.
Текущий штамм вируса не похож на вирус из первой волны. Говорят, у нас есть подтвержденный британский штамм здесь. Никакие другие штаммы пока не подтверждены. Все, что мы видим, это новая клиника болезни. Пациенты не имеют высокую температуру, субъективно у них состояние хорошее. После двух недель заболевания, однако, появляются тяжелые пневмонии и их эволюция гораздо сложнее чем раньше.
Число пациентов неуклонно растет и будет продолжать расти.
В больницах нет койко-мест. Открытие новых коек для пациентов COVID-19 не может осуществляться бесконечно. Год назад максимальная вместимость в стране была 2000 коек. В настоящее время уже перепрофилированы более 4500 коек по всей стране, и это не покрывает всех текущих потребностей.
Также нет врачей и медсестер. Если изначально существовали правила иметь одного врача на 5-6 пациентов, то сейчас у нас есть один врач на 50-60 пациентов. Качество медицинской помощи в таких условиях снижается в геометрической прогрессии.
Пропускные способности лабораторных служб и отделений радиологии, в равной степени ограничены техническим фактором и человеческим фактором.
Мы уже находимся в Великом посте или пасхальном посте, периоде со многими важными религиозными традициями и определенными препятствиями в обеспечении процесса эпидемиологического надзора. Этот период продлится по крайней мере еще 6 недель и будет определять эволюцию третьей волны.
Мы не можем выйти из третьей волны в конце мая, так чтобы могла состояться качественная избирательная кампания. Избирательная кампания начнется именно тогда, когда мы будем находиться в середине третьей волны.
Представьте себе сейчас, много команд, сформированных от более двадцати партий, циркулирующих из деревни в деревню, общаясь с десятками людей, перевозящих с собой новые штаммы вируса. Они собираются привести их, они собираются оставить их непреднамеренно, они собираются скрестить их иногда даже, и они собираются уносить их с собой, не зная об этом.
Я слышу голоса, утверждающие: смотрите и Румыния провела выборы в 2020 году, и Украина провела выборы, и другие страны провели выборы, и все было хорошо. Да, я согласна, они провели выборы, как и мы, в то время, когда другие штаммы вируса циркулировали. Теперь циркулируют другие штаммы, гораздо более заразные, гораздо более агрессивные, и их начальной отправной точкой является гораздо более широкое население. Если со старым вирусом от 5 пациентов на 1000 пациентов вы бы пришли в 3 месяца, в настоящее время от 5 пациентов до 1000 пациентов вы придете за месяц.
Чтобы принять правильные решения о новой тактике, нужно посмотреть на реальную ситуацию здесь, в границах нашей страны. Мы можем смотреть на события в соседних странах и странах, которые вошли в третью волну раньше нас. Все эти анализы только помогут нам создать свое видение.
Реальные изменения принесут нам только конкретные меры, которые мы будем реально предпринимать.
Только от нас зависит как мы выйдем из третьей волны этой пандемии. Нам нужны сила, чтобы принимать правильные решения, и воля, чтобы выполнять свои собственные решения. Приоритетом, при этом должно быть спасение человеческих жизней!