Присутствие компании-посредников в процессе поставки электроэнергии Республике Молдова гарантирует определенную стабильность, а самая большая проблема страны на энергетическом плане является отсутствие альтернативы. В то же время Молдова покупает электроэнергию по цене сравнительно ниже, чем, если бы вырабатывала электроэнергии от сжигания газа. Таковы некоторые выводы гостей передачи „Moldova în Direct” на „Moldova 1”.
Директор Института рыночной экономики Роман Киркэ утверждает, что Республика Молдова покупает электроэнергию по более низкой цене, чем если бы производила ее, сжигая газ, потому что Приднестровье не платит за газ. Он привел пример ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2, которые производят электроэнергию по гораздо более высокой цене, отметив, что если бы Кучурганская ГРЭС перешла бы официально в состав Республики Молдова, то мы бы имели некое ТЭЦ-3.
„Парадокс состоит в том, что цена, которую мы платим генератору из Приднестровья, является относительно небольшой по сравнению с тем, если бы мы генерировали электроэнергию от сжигания газа. Взгляните на ситуацию с ТЭЦ, какова их себестоимость. Она гораздо выше. Представьте себе, что Кучурганская ГРЭС перешла бы официально в состав Республики Молдова, тогда мы бы имели ТЭЦ-3 в кавычках. Было бы абсолютно нерентабельно. Таким образом, цены были бы выше 10, 12 , 15 центов. И это если бы станция перешла в законное пространство страны, и если бы оплачивался бы газ Газпрому. Это официальная цена”, - подчеркнул Киркэ.
Более того, компании-посредники по поставке электроэнергии создаются группами олигархов из Приднестровья для передачи электроэнергии из темной, черной области, в светлую область Кишинева, объясняет эксперт. „Я говорил: парадоксально, но нынешняя энергетическая система Республики Молдова заинтересована в существовании неофициального Приднестровья. И для того, чтобы получить от этих групп электроэнергию из темной, черной области Приднестровья, политически бесконтрольной Республике Молдова, постоянно создаются управляемые этими кругами цепочки для перехода в белую, официальную область Кишинева. Таким образом, необходима целая сеть для приведения незаконных операций в русло закона”, - пояснил Киркэ.
С другой стороны, экс-директор Национального агентства по регулированию в энергетике Виктор Парликов утверждает, что реальная проблема Республики Молдова заключается в том, что страна не имеет альтернативы. „Теперь мы можем говорить, что цена, назначенная Кучурганской ГРЭС и посредниками большая. Или что Кучурганская ГРЭС раздула цену. Если бы молдавская теплоцентраль платила бы за газ в полном объеме, то цена электроэнергии не была бы ниже 7 центов. Она точно составляла бы 8 или 9 центов. Это ясно. Кстати, даже по текущей очень низкой цене на природный газ. Но если проанализировать ситуацию прошлых лет, когда цена за природный газ была 400 долларов за тысячу кубометров, то более дешевую электроэнергии чем за13, 14, 15 центов мы бы не получали”, - сказал Парликов.
Он добавил, что если сегодня существовала бы альтернатива, даже той цене, по которой сейчас Республика Молдова покупает электроэнергию, то ее нужно было бы использовать для того, чтобы „не накапливать долги за газ. Но альтернативы к сожалению нет, потому что у нас нет линий взаимосвязи с Румынией”, - подчеркнул Виктор Парликов.