Сознательный отход демократов от европейской тематики отражается в их избирательной программе, где не упоминается европейская интеграция и используются общие формулировки, как например, Европа, пишет Дионис Ченуша в аналитической статье для Агенства IPN.
Политолог отмечает что ссылка на ЕС находится на последнем месте в предвыборной программе, где избирательные обещания затрагивают ЕС в качестве западноевропейского игрока.
С одной стороны, пишет Дионис Ченуша, отмечено намерение «укреплять отношения» с ЕС, в качестве западного партнера. А с другой стороны, ДПМ обещает «категорический прозападный выбор», что приравнивается к «ускоренному исполнению Договора об ассоциации».
По мнению политолога, подобная сдержанность по отношению к европейской интеграции может иметь, по крайней мере, три объяснения.
Во-первых, с точки зрения избирательной тактики, демократы были вынуждены убавить насколько возможно, про-европейскую риторику, чтобы дистанцироваться от обвинений относительно их вклада в свертывание диалога с ЕС, поясняет Дионис Ченуша.
Второе объяснение которое дает политолог относится к приоритету эффективного собирания голосов. На деле, и позиция «про-Молдова», и позиция «про-ЕС» имеют примерно одинаковую силу – около 33-34% (IMAS, декабрь 2018). Чтобы уменьшить значимость ассоциации с ЕС, ненужной потому что переполнена критикой, ДПМ перевела политический дискурс во внутреннюю плоскость и лишила его геополитической составной.
Он считает, что третье объяснение соотносится с целью смещения к нейтральному сегменту в смысле геополитики в перспективе пост-электоральных расчетов демократов.
Остаться во власти возможно только только если ПДМ откажется от любых категорических выступлений по чувствительным вопросам – а углубление отношений с ЕС еще является таковым. Следовательно, демократы искусственно создают податливую среду для выковки послевыборных альянсов, включая представителей сил пророссийской ориентации.
Ни в одном из этих случаев ДПМ не намерена отказываться от Договора об ассоциации, напротив, принципиально настаивает на сохранении активной фазы данного документа, но без обещания определенного порядка и качества реализации, а только скорости, заключает политолог.