logo

Отчет адвоката народа по делу Брэгуца


https://www.ipn.md/ru/otchet-advokata-naroda-po-delu-bregutsa-7967_1038628.html

Дело Андрея Брэгуца, молодого человека, скончавшегося в пенитенциарном учреждении, показало, что, несмотря на внедрение реформы в разных отраслевых областях, не удалось пересмотреть все нормативные акты, в том числе и внутренние регламенты, поэтому на уровне учреждений и подразделений работа ведется по старым методам. Вместе с тем, отмечается отсутствие в медицинской системе единого электронного регистра лиц с психическими заболеваниями, по образцу больных ВИЧ/СПИД и туберкулезом, позволяющего вести учет пациентов и отслеживать их лечение. Выводы содержатся в Отчете адвоката народа о результатах расследования дела о смерти Андрея Брэгуца, находящегося на попечении государства, представленного во вторник, 5 декабря, передает IPN.

В ходе пресс-конференции народный адвокат Михаил Которобай отметил, что отреагировал да данное громкое дело 30 августа. Народный адвокат не намеревался заменить органы публичной власти, правоохранительные органы или собрать доказательства для привлечения виновных лиц к ответственности. Целью было выявление причин, которые привели к смерти Андрея Брэгуца, а так же проблем в системе, которые привели к совершению злоупотреблений и нарушению прав и свобод.

Для проведения расследования была создана рабочая группа, в состав которой вошли сотрудники Офиса адвоката народа. В сентябре-октябре 2017 года члены рабочей группы провели 23 ознакомительных посещений, в том числе повторных, в 16 государственных учреждениях. Кроме того, для выяснения некоторых аспектов, были привлечены независимые эксперты.

Отчет свидетельствует о том, что сотрудники полиции не обучены тому, как общаться с людьми, которые ведут себя агрессивно. Кроме того, было установлено неправильное разрешение конфликтов, возникших между осужденными, и необходимо разработать четкие инструкции о вмешательстве сотрудников полиции для предупреждения и пресечения насилия между осужденными, таким образом, чтобы сторонам были обеспечены права и свободы.

„Во всей цепочки есть пробелы, а именно: отсутствие практических рекомендаций. Сотрудники не знают, как вмешаться и как управлять конфликтами с участием людей, которые имеют девиантное поведение, либо находятся в состоянии алкогольного и наркотического опьянения”, - отметил начальник Отдела по предупреждению пыток в рамках Офиса адвоката народа Александру Зубко. „Сотрудники полиции не знают, какие действия необходимо предпринять, как начать диалог или как задокументировать случай, в котором участвует человек с определенными нарушениями, в том числе и психическими”, - сказал Александру Зубко.

Отчет показал так же, что и на уровне всех звеньев системы здравоохранения не сообщалось, что Андрей Брэгуца имел телесные повреждения. Вместе с тем был установлен бюрократический подход в процессе идентификации людей для принятия решения о размещении в исправительном учреждении. Начальник Департамента управление заявлениями в рамках института омбудсмена Ада Шимон заявила, что в настоящее время не существует клинического протокола оказания медицинской помощи в психиатрических случаях с указанием алгоритма действий и полного медицинского управления чрезвычайными ситуациями, в том числе с определением рекомендаций.

Отмечается и отсутствие механизма взаимодействия между первичной медицинской помощью и специализированной амбулаторной помощью, с передачей информации о предоставленной медицинской специализированной помощи, обеспечения конфиденциальности медицинских данных пациентов и обеспечение непрерывности оказания медицинских услуг. Кроме того, в исправительных учреждениях отсутствуют помещения, адаптированные для лиц с ограниченными умственными возможностями.

Отчет будет передан национальным властям, судебной инстанции в качестве amicus curiae (друзья суда), а также международным структурам.