logo

Организация президентских выборов в диаспоре – тест провален? Комментарий Михая Могылди


https://www.ipn.md/ru/organizatsiya-prezidentskikh-vyborov-v-diaspore-test-provalen-kommentariy-mikhay-7978_1076086.html

 

 

Пока не будет доказано обратное, организация президентских выборов 2020 года в диаспоре может оказаться проваленным тестом...

 

Михай Могылдя
 

Пандемия COVID-19 добавила несколько неизвестных в уравнение, описывающее организацию президентских выборов в Республике Молдова. На мировом уровне последствия этой пандемии затронули и избирательные кампании, вынудив электоральные органы ряда стран принять дополнительные меры для адаптации условий голосования к новым реалиям, продиктованным пандемией. В случае Республики Молдова ключевые учреждения и политические деятели имели в своём распоряжении более шести месяцев, чтобы предложить чёткое видение управления рисками и последствиями COVID-19 для ноябрьских выборов. Тем не менее, в настоящее время ряд проблем, связанных с голосованием в диаспоре, остаются нерешёнными и способны негативно отразиться на должном проведении голосования за пределами страны.

Эпопея с двухдневным голосованием и стенания политиков

28 мая 2020 года депутат Василе Нэстасе выдвинул законодательную инициативу по изменению ряда положений избирательного законодательства. Одно из предложений заключалось в изменении 8-й статьи Кодекса о выборах путём продления срока проведения парламентских и президентских выборов с одного дня (воскресенье) до двух дней подряд (суббота и воскресенье). В условиях роста числа заболевших COVID-19 по всей стране принятие этой поправки позволило бы оптимизировать работу избирательных участков в соответствии с действующими предписанными эпидемиологическими нормами и уменьшить скопления людей на участках, особенно в диаспоре.

Хотя выдвинутый Нэстасе законопроект не получил положительного заключения правительства, как минимум, вызывает любопытство то, насколько полярные позиции заняли профильные учреждений по предложению об изменении статьи 8 Кодекса о выборах. С одной стороны, заключения ЦИК и МИДЕИ оказались положительными, в них подчёркивалась необходимость корректировки некоторых процедур, касающихся обеспечения безопасности голосования, обеспечения конфиденциальности информации о явке из списков избирателей, а также запрета на предвыборную агитацию в день голосования и накануне. В отрицательном заключении правительства, с другой стороны, на первом плане оказались расходы, необходимые для организации выборов в течение двух дней, которые могут вырасти более чем на 79 миллионов леев, и которые не были запланированы в бюджете для проведения президентских выборов. Кроме того, правительство подчеркнуло, что внесение изменений в избирательное законодательство менее чем за год до выборов не соответствует международным стандартам и, соответственно, эти поправки не могут быть утверждены.

Противоречие между позициями ЦИК и МИДЕИ, с одной стороны, и правительства – с другой, лишь подчёркивает стенания властей и отсутствие у них политической воли для того, чтобы облегчить процесс голосования в условиях пандемии, в том числе в диаспоре. Политикам, ответственным за принятие решений, было бы достаточно последовать примеру Румынии, чтобы заметить положительные изменения в результате увеличения количества дней для голосования в диаспоре. С введением трёхдневного голосования на президентских выборах 2019 года явка диаспоры увеличилась более чем в 4 раза, со 161.000 в первом туре президентских выборов 2014 года до 670.000 – в том же туре президентских выборов 2019 года.

Очевидно, что предвыборные расчёты правящих партий не рекомендовали поддерживать эту инициативу. Тем не менее, аргументы об отсутствии средств в бюджете и несоответствии этих изменений электоральной практике, продвигаемой Венецианской комиссией, не выдерживают критики. Деликатная ситуация, сложившаяся в результате нынешней пандемии, требует от правительства оперативного и упреждающего реагирования, в том числе путём пополнения бюджетных ресурсов для организации выборов и одобрения изменений, получивших поддержку Центризбиркома.

Есть ли у нас план Б?

Количество и расположение избирательных участков, открываемых за пределами страны и находящихся вне зданий дипломатических миссий, определяются на основе суммирования трёх принципов: (1) количество избирателей, участвовавших в предыдущих выборах, организованных в национальном округе, (2) предварительная регистрация молдавских граждан, находящихся за рубежом, (3) информация, полученная МИДЕИ от компетентных органов стран проживания молдавских граждан об их количестве и месте их пребывания. Единственным критерием, который ещё может претерпеть изменения, является число предварительно зарегистрировавшихся. К настоящему времени в системе предварительной регистрации содержится 32 583 записи. До 15 сентября, когда данная процедура завершится, это число ориентировочно может превысить 35 000.

В течение последних нескольких месяцев МИДЕИ направило ряд запросов в те страны, где планируется открытие избирательных участков на президентских выборах. Из-за неопределённости, вызванной развитием ситуации с пандемией COVID-19, значительная часть западноевропейских стран сообщили, что ответ на запрос МИДЕИ они дадут к середине сентября. В связи с этим существует риск того, что некоторые страны не позволят открыть избирательные участки за пределами дипломатических миссий или дадут согласие на открытие меньшего количества участков, чем то, которое окажется результатом суммирования вышеупомянутых принципов. Примером служит ситуация в Италии, где чрезвычайное положение продлено до 15 октября.

В таком случае ЦИК, как учреждение, ответственное за создание избирательных участков, должна была бы держать в поле зрения план Б, который учитывал бы этот неизбежный риск. К сожалению, до настоящего времени ЦИК не озвучила тех действий, которые позволили бы справиться с этими рисками. Доступные властям решения должны были бы включать в себя: (1) продление срока голосования в диаспоре до двух дней и подготовку Центризбиркомом соответствующей законодательной инициативы; (2) открытие в помещениях дипломатических миссий по два избирательных участка, где это возможно; (3) тестирование альтернативных методов голосования; (4) эффективное и прозрачное информирование граждан из диаспоры о рисках и препятствиях, существующих на сегодняшний день. К сожалению, отсутствие этих действий может привести к снижению явки молдавских граждан, находящихся за пределами страны, и к оспариванию ими организации процесса голосования.

Альтернативные методы голосования – когда, если не сейчас?

Дискуссии по поводу введения альтернативных методов голосования для молдавских граждан уже выдохлись, хотя в публичном пространстве они появились лишь в последние 7–8 лет. Несмотря на то, что были инициированы дебаты и написаны технико-экономические обоснования для введения Интернет-голосования, на данный момент повышенного интереса среди политиков к продвижению этого проекта не наблюдается. Лучше сделать это пораньше, чем слишком поздно. В условиях глобальной цифровизации органы власти и политические деятели Республики Молдова должны вернуться к этой инициативе.

Другим альтернативным методом могло бы стать введение голосования по почте, полезность которого в период пандемии не вызывает сомнений. Хотя электоральные учреждения ещё в начале марта знали о рисках, которые принесла с собой пандемия для избирательного процесса, мы с сожалением констатируем, что ЦИК даже не инициировал процесс консультаций по поводу введения или хотя бы тестирования голосования по почте. И это несмотря на то, что необходимые институциональные и финансовые усилия предоставили бы жизнеспособный способ реализации права голоса десяткам тысяч граждан, находящихся в сотнях или тысячах километров от избирательных участков (например, в Канаде или США). Более того, голосование по почте сократило бы очереди, которые неизбежно образуются на некоторых избирательных участках в Западной Европе, учитывая то, что доступ в помещения участков будет разрешён меньшему числу избирателей с целью соблюдения эпидемиологических норм. Медленный процесс голосования в диаспоре и неспособность некоторых избирателей выразить свои предвыборные предпочтения из-за ограниченного количества участков, причины которого были проанализированы выше – таковы лишь две из списка проблем, которые позволило бы решить введение голосования по почте.

Аргументы ЦИК, согласно которым опыт других государств (например, Румынии) показывает, что голосование по почте не обеспечивает высокой отдачи, не актуальны. Кризисные ситуации требуют адекватных мер реагирования, которые электоральные органы Республики Молдова не сумели представить общественности. Более того, свыше 24 000 румынских граждан, проголосовавших по почте на последних президентских выборах (в условиях трёхдневных выборов!) оказались бы более чем достаточным количеством в конкретном молдавском случае, где в первом туре президентских выборов можно ожидать явку примерно в 60–70 000 избирателей из диаспоры.

Вместо заключения

Выборная осень в Молдове постепенно вступает в свои права. В течение следующих трёх недель электоральные органы должны будут озвучить количество и расположение избирательных участков, открываемых за пределами страны, а также представить аргументированные мнения касательно применения трёх критериев для их открытия. Будем надеяться, что мы не окажемся в ситуации, когда нам сообщат, что некоторые страны не разрешили открыть избирательные участки за пределами дипломатических миссий. Если это случится, то ответственность за нереализацию плана Б или за отсутствие альтернативных методов голосования должны будут взять на себя Центральная избирательная комиссия, правительство и парламент Республики Молдова.

Даже при более оптимистичном сценарии мы не вправе игнорировать (без-)действия на протяжении последних шести месяцев электоральных органов и лиц, ответственных за принятие политических решений. Имея под рукой данные о ситуации COVID-19 во всём мире и зная прискорбную ситуацию, наблюдавшуюся на последних президентских выборах в диаспоре, их полномочия и долг заключались в том, чтобы выступить с рядом инициатив по решению проблем, представленных в этом анализе, тем более, что на эти риски неоднократно указывали многие независимые эксперты. Пока не будет доказано обратное, организация президентских выборов 2020 года в диаспоре может оказаться проваленным тестом.
-------

Михай Могылдя руководит командой в рамках программы Европеизации в Институте европейских политик и реформ (IPRE). Oн является выпускником программы магистратуры в области Европейских политических и административных исследований в Колледже Европы (Брюгге).
-------

Данный Комментарий опубликован в рамках проекта „Мы и Европа – Анализ молдо-европейских отношений с помощью инновационных медийных и аналитических продуктов”, реализуемого Институтом европейских политик и реформ (IPRE) в партнёрстве с Агентством IPN и Radio Chișinău, при поддержке Фонда Конрада Аденауэра. Мнения, представленные в этой редакционной статье, необязательно соответствуют позиции финансирующей стороны.


 
Михай Могылдя
Михай Могылдя руководит командой в рамках программы Европеизации в Институте европейских политик и реформ (IPRE). Oн является выпускником программы магистратуры в области Европейских политических и административных исследований в Колледже Европы (Брюгге).

IPN публикует в рубрике Op-Ed материалы авторов извне редакции. Высказанные ими мнения не обязательно совпадают с мнениями редакции.