Директор Института неотложной медицины Михаил Чокану направил Информационному агентству IPN Предварительное заявление о разрешении спора в соответствии с положениями Закона о свободе выражения, в котором требует „исправить и опровергнуть вышеупомянутую дискредитирующую информацию, а также предоставить право на реплику и извиниться за данную публикацию”.
В частности, руководство ИНМ выражает претензии в связи с новостью IPN „Мать мужчины, находящегося в коме, просит помощи для перевода сына в другую больницу”, которая была опубликована на сайте www.ipn.md 21 сентября 2017 года. Данная новость была написана на основании заявлений, сделанных в тот же день на пресс-конференции, организованной Фёдором Геличем, председателем Комиссии по общественному контролю в рамках Совета гражданского общества при президенте Республики Молдова, и посвящённой теме: „Пожарного положили в больницу, а через 10 дней предлагают матери продать печень её сына. Есть подозрение, что Институт неотложной медицины является центром по продаже человеческих органов”.
„21.09.2017, в 08.55, на сайте IPN.MD была размещена публикация „Матери предлагают продать печень её сына”. В комментарии Агентства к пресс-конференции, несмотря на то, что её участники не озвучивали таких выводов, утверждается: „Есть подозрение, что Институт неотложной медицины является центром по продаже органов”. Данное утверждение является дискредитирующим и наносит ущерб профессиональной репутации ПМСУ Институт неотложной медицины. Более того, истинное положение дел и обстоятельств искажено участниками пресс-конференции и не соответствует объективной реальности”, - говорится в документе, который дословно цитирует Агентство IPN.
Настоящим заявлением IPN выражает согласие исправить и опровергнуть информацию, которую заявитель считает дискредитирующей, исключительно в том месте и смысле, которые затрагивают точность письменного воспроизведения устного заявления, сделанного организаторами пресс-конференции. В этой связи новость, опубликованная 21 октября 2017 года, исправлена следующим образом, и потребителям информации предлагается использовать только эту версию данной новости:
---
Мать мужчины, находящегося в коме, просит помощи для перевода сына в другую больницу
Мать мужчины, находящегося в коме, обвиняет руководство Института неотложной медицины в отказе перевода ее сына в другое медицинское учреждение. Родственники приняли решение привести его в другую больницу, после того как врачи предложили пожертвовать печень мужчины.
Мужчина является пожарным, но работал и как таксист в ночное время. В больницу скорой помощи попал после дорожно-транспортного происшествия, произошедшего утром 6 августа.
Мать мужчины Евдокия Орзу рассказала в ходе пресс-конференции в IPN, что сын был в сознании, когда машина скорой помощи привезла его в больницу. Врачи обследовали мужчину только тогда, когда тот потерял сознание, после более трех часов ожидания в коридорах медицинского учреждения. Было принято решение о проведении операции. После хирургического вмешательства мужчина больше не приходил в себя и находится в коме 44-ый день.
Женщина говорит, что врачи предложили семье пожертвовать печень сына. Испугавшись, родственники потребовали перевода мужчины в Институт неврологии и нейрохирургии, но им было отказано. Более того, Евдокия Орзу говорит, что ей угрожали судом, если предаст случай огласке, поэтому обратилась к помощи адвокатов.
Председатель Комиссии общественного контроля Совета гражданского общества при президенте Федор Гелич принимал участие в расследовании этого дела и говорит, что „Тут пахнет, есть подозрения торговли органов”. Все документы, которых он имеет, были переданы в Национальный центр по борьбе с коррупцией и Министерство внутренних дел, с просьбой инициировать расследование.
---
Агентство IPN признаёт ошибку и приносит извинения за то, что передало сказанную участником фразу: „Тут пахнет, есть подозрения торговли органов”, (мин.18.57 пресс-конференции), которая показалась IPN не слишком литературной, с помощью формулировки „Есть подозрение, что Институт неотложной медицины является центром по продаже органов”, взятой из названия пресс-конференции, всю полноту ответственности за которое, как видно из дисклеймера, прикреплённого к приглашению для СМИ, несут организаторы мероприятия: „Организаторы мероприятий – не информационное агентство IPN – несут всю ответственность за достоверность и содержание приглашения на мероприятие, которое предлагают к распространению”.
К сказанному следует добавить, что материал с пресс-конференции написан в жанре новости, не допускающем каких-либо комментариев от лица автор новости, а Агентство IPN и в данном случае соблюло правила жанра. А это означает, что остальные претензии должны быть адресованы тем, кто, по мнению руководства ИНМ, исказил „истинное положение дел и обстоятельств”. IPN лишь воспроизвело публичные заявления озвученные в публичном месте.
Агентство IPN также выражает готовность ещё раз предоставить представителям ИНМ право на реплику, запрошенное в Предварительном заявлении, хотя двойное наказание за одну и ту же ошибку не предусмотрено ни законодательством, ни другими общепринятыми нормами поведения. Это потому, что на следующий день после вышеупомянутой пресс-конференции ИНМ распространил пресс-релиз, выразив в нём своё несогласие с заявлениями организаторов, и Агентство IPN незамедлительно его опубликовало, руководствуясь нормами профессиональной этики и добропорядочности.
Валериу Василикэ, директор IPN