logo

„Ограбление века”: признаки выздоровления и знаки вопроса, IPN


https://www.ipn.md/ru/ograblenie-veka-priznaki-vyzdorovleniya-i-znaki-voprosa-ipn-7978_1022132.html

Кража денег из трех молдавских банков привела к самому большому с момента провозглашения Независимости спаду в Республике Молдова в наиболее важных направлениях, в том числе в экономическом, социальном, политическом и моральном аспектах, а также в процессах европейской интеграции страны. Выводы в связи с этим сформулированы в анализе IPN „Независимость 2015: Год Спада, первый и последний”, опубликованном в понедельник, 24 августа 2015 года. Автор Валериу Василикэ аргументирует свое мнение, в частности, тем, что потери, зарегистрированные в последний год Независимости, следует измерять не только исходя из того, что было потеряно в прямом смысле, но и, в особенности, из того, что не было достигнуто в беспрецедентно выгодных условиях, в которых находилась страна до недавнего времени. Чтобы не оказалось, что 24-й год Независимости был и последним годом европейской интеграции в качестве государственной политики и воли большинства, власти должны предпринять неординарные и срочные меры.

„Очень хотелось бы поверить премьер-министру Валерию Стрельцу, который говорит, что создание нового правительства отдалила Молдову от пропасти. Возможно, об этом же свидетельствуют первые объявленные действия по укреплению финансово-банковской системы, восстановлению отношений с МВФ, возрождению механизмов урегулирования приднестровского конфликта, устранению бреши в отношениях между Кишиневом и Комратом и т.д.”, говорится в анализе.

Но все это остается пока на уровне благих намерений и достаточно далеко от предложений генерального секретаря Совета Европы Турбьерна Ягланда, „призванных вернуть захваченное государство гражданам”. „Среди предложений - скорейшее и эффективное раскрытие „кражи века”, „а правительство должно немедленно начать чистку коррумпированных чиновники из государственных органов. На имя судей, некоторые из которых высокопоставленные и которых обвиняли в злоупотреблении властью, нужно завести уголовные дела. Правоохранительные органы также должны сделать все, что в их силах и задержать виновных в крупнейшем банковском ограблении…”, утверждает высокопоставленный европейский представитель.

С другой стороны, состояние вещей, которое так беспокоит европейских партнеров, сформировалось на протяжении многих лет посредством сознательных действий молдавского политического класса и нормализация ситуации будет тяжелым, сложным и длительным процессом, если будет возможным, в принципе, считает автор.

„Эта доза пессимизма вполне обоснована и по причинам другого порядка, исходящие от новой-старой власти. Сохранение одних и тех же людей на руководящие должности в органах центрального публичного управления на уровне министерств и агентств, нередко путем странного и скандального назначения, вызывает обоснованные подозрения на отсутствие возможностей и воли изменить ситуацию радикально, что означало бы, в конечном счете, „возвращение государства законным владельцам – гражданам”. Напротив, анти-реформы, предложенные в первые дни правления в Министерстве просвещения, например, предполагают еще большее подчинение государственных учреждений партийным интересам, возможно, групповым и личным. С первых дней правления сложные реформы в одной единственной области, в просвещении, стираются существующей системой, как мел с доски, как ранее была удалена промоутер реформ Майя Санду”, отмечается в анализе IPN „Независимость 2015: Год Спада, первый и последний”.