Кража денег из трех молдавских банков привела к самому большому с момента провозглашения Независимости спаду в Республике Молдова в наиболее важных направлениях, в том числе в экономическом и социальном аспекте. Выводы в связи с этим сформулированы в анализе IPN „Независимость 2015: Год Спада, первый и последний”, опубликованном в понедельник, 24 августа 2015 года. Автор Валериу Василикэ аргументирует свое мнение, в частности, тем, что потери, зарегистрированные в последний год Независимости, следует измерять не только исходя из того, что было потеряно в прямом смысле, но и, в особенности, из того, что не было достигнуто в беспрецедентно выгодных условиях, в которых находилась страна до недавнего времени.
„В политическом аспекте „ограбление века” означает завершение процесса подчинения государственных институтов и государства в целом, которые, из-за этого оказались не в состоянии защитить частные и общественные деньги, но и граждан в целом, от самой большой „рейдерской атаки” в истории страны, при том, что заинтересованные круги и лица ранее „поупражнялись” на сотни и тысячи других „более мелких” случаях на протяжении многих лет. Виновным в этой ситуации является политический класс, который с настойчивостью, достойной для более благородных целей, добивался подчинения государственных учреждений партийным целям, возможно, и групповым, возможно, и личным целям. В этих условиях над молдавским политическим классом витают разумные подозрения в полной неспособности управлять делами государства и, возможно, в соучастии в ограблении страны в целом”, утверждает автор.
С моральной точки зрения молдавское общество также получило беспрецедентный удар. „То, что произошло в случае с „ограблением” свидетельствует об опасной моральной деградации значительной части молдавской элиты, „диктатора моды”, в том числе и в моральном плане. Общество было брошено в состояние моральной депрессии, где ему труднее противостоять отрицательному влиянию менталитета и поведения, которые в хорошие времена определяются адекватно и однозначно по шкале между добром и злом. Оказалось в какой-то момент, что лучше красть „миллиард”, потому что ничего от того тебе не будет, чем давать или брать взятку в сотню или две евро. И не важно, что и то, и другое когда-то входили в категорию зла”, отмечается в анализе IPN.
Автор отмечает, что в результате кражи из банков не были предприняты адекватные данной ситуации действия, например увольнения. „Не состоялось ни одной хотя бы «отставки чести» в условиях когда через такой преступный акт наверняка прошли, прямо или косвенно, все „ответственные лица” на абсолютно всех уровнях власти. Прямо - те, кто участвовал, косвенно – те, кто закрывал глаза и... „прозевал”. Либо некому больше увольнять и наказывать в этой стране, и мы должны спросить себя, как это случилось, либо не осталось резервов чести в Молдове на 24-й год Независимости. И все происходит на фоне циничных выступлений о „государстве для граждан”, „интересах граждан”, „европейских ценностей”...”, пишет в заключении автор анализа IPN „Независимость 2015: Год Спада, первый и последний”.