logo

Очарование электронного голосования. Op-Ed Виктора Пелина


https://www.ipn.md/ru/ocharovanie-elektronnogo-golosovaniya-op-ed-viktora-pelina-7978_1084625.html

Нынешняя парламентская оппозиция не может в принципе предложить достойную, приемлемую альтернативу близорукому правлению ПДС. Поэтому, похоже, необходимо укрепить мощную внепарламентскую оппозиционную силу, чтобы, в равной степени сдерживать безрассудство, проявленное ПДС, а так же не допустить коммунистическо-социалистического реванша, который охватывает русский и белорусский народы, которые живут под авторитарными режимами...”
---

Сравнительные выборы


После парламентских выборов 2021 года, у нас появилась возможность сравнить наши выборы с выборами в России, где с 17 по 19 сентября состоялись выборы в Государственную думу, а так же с выборами в Германии, где 26 сентября были избраны депутаты Бундестага. Сравнение целесообразно, поскольку основные политические силы Республики Молдова, находящиеся у власти или в оппозиции, идентифицируют себя с проевропейскими силами - Партия действия и солидарности, а так же с пророссийским - Партия социалистов Республики Молдова (ПСРМ).

Оценка выборов в Республике Молдова была сделана миссией по наблюдению ОБСЕ, которая оказалась положительной. Что касается России, ОБСЕ отказалась от наблюдения за выборами в Госдуму на том основании, что российские власти обусловили порядок наблюдения, продиктовав и ряд неприемлемых препятствий. Германия, как и большинство государств Европейского союза (ЕС), представляет собой модель организации свободных и честных выборов, поэтому ОБСЕ и Совет Европы даже не организовывают миссии по наблюдению за выборами, поскольку известно, что обычно все политические силы, участвующие в выборах, признают окончательные результаты.

Таким образом, основным критерием свободных и честных выборов является их признание оппозицией. В случае парламентских выборов 2021 года, квалификация свободные и справедливые подходит не потому, что так объявила миссия ОБСЕ, хотя ее мнение имеет значение, а потому, что результаты этих выборов были признаны партиями, которые их проиграли. В случае парламентских выборов в Госдуму России, наблюдается совершенно иная ситуация: главная оппозиционная сила - Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ) оспаривает результаты выборов, организуя акции протеста против похищенных голосов. Таким образом, мы понимаем, что отказ миссии ОБСЕ от мониторинга выборов в Госдуму в особых условиях на самом деле предвосхитил непризнание их как свободные и справедливые.

Какие выводы можно сделать из сравнения парламентских выборов в Молдове, России и Германии? Эти выводы наводят на размышление:

  • в Российской Федерации, в отличие от Республики Молдова и Германии, выборы проводятся в течение трех дней подряд, чтобы административный фактор имел время для корректировки результатов выборов;
  • в Российской Федерации допускается голосование и в любых местах, о местонахождении которых наблюдатели не могут знать заранее и в которых избиратели могут быть вознаграждены в случае правильного голосования;
  • в Российской Федерации было введено электронное голосование, результаты которого противоположны традиционному голосованию на избирательных урнах, обеспечивая необходимый результат выборов.

Эти фейерверки были успешно протестированы в 2020 году для изменения Конституции России в целях обеспечения Владимиру Путину пожизненной должности президента. После успешного тестирования, эти фейерверки использовались и на выборах в Госдуму, на которых партия президента Путина Единая Россия получила абсолютное большинство голосов в четвертый раз подряд, и даже конституционное большинство.

За какие конкретные успехи граждане России выбирают партию Единая Россия

Если допустить, что выборы в Госдуму были свободными и справедливыми, тогда нужно признать, что российские избиратели положительно оценили следующие достижения президента Путина и его партии Единая Россия:

Исходя из перечисленных успехов, непонятно, почему граждане Российской Федерации постоянно голосуют за партию президента Путина - Единую Россию? Одно из объяснений заключалось бы в том, что российские граждане гордятся тем, что президент Путин взял на себя обязательство вернуть подарки российского народа, предоставленные бывшим советским республикам - Крыму, Донбассу, Приднестровью, Южной Осетии, Абхазии, Северному Казахстану и т. д. Не исключено, что это именно так и есть, однако, нельзя игнорировать и тот факт, что выборы просто сфальсифицированы, как настаивает оппозиция – КПРФ.

Опасность политического раболепия

Сравнение выборов в России и Германии с выборами в Молдове имеет смысл и с точки зрения развития избирательного процесса в нашей стране. Правящая партия ПДС назначила своих членов в Центральную избирательную комиссию (ЦИК) и утверждает, что намерена ввести электронное голосование и в Республику Молдова. В Германии, стране с развитой демократией и завидным технологическим потенциалом, существует пресловутое нежелание принять электронное голосование. Но вот, полезность электронного голосования проявилась во всей красе в Российской Федерации, почему бы и нам не попробовать?

Если говорить серьезно, для Республики Молдова принципиально важно, чтобы изменение избирательного законодательства, в том числе введение электронного голосования, происходило в рамках национального консенсуса. В связи с этим, было бы очень интересно узнать отношение оппозиции к введению электронного голосования. Дело в том, что один из лидеров парламентской оппозиции Игорь Додон очень доволен результатами последних выборов в Российской Федерации, он даже поздравил Единую Россию с исторической победой. Логически следует предположить, что лидер социалистов доволен и методами, с помощью которых был достигнут этот результат. Другой лидер парламентской оппозиции - Владимир Воронин, молчит, не поддерживает товарищей из КПРФ, которые утверждают, что их победу украли в ряде округов крупных городов. Фактически, Воронин и его партия выражают солидарность с коммунистическими партиями только по случаю праздников, не желая расстраивать Путина.

Отношение коммунистическо-социалистической оппозиции Республики Молдова к недавним выборам в Российской Федерации - это не что иное, как проявление политического раболепия Владимиру Путину и его партии. Неудивительно, ведь Додон завидует российскому народу, потому что у него есть президент Владимир Путин, режим которого фальсифицирует выборы. Проблема в том, что такое раболепное отношение гораздо опаснее, чем предполагаемое проявление русофобии, несправедливо вменяемое многим за критическое отношение к авторитарному режиму Путина. Гораздо хуже, потому что речь идет не о единичном случае. Лидер ПСРМ также завидует белорусскому народу, потому что его возглавляет Лукашенко. Можно предположить, что после исключительных результатов, достигнутых Единой Россией благодаря электронному голосованию, Лукашенко позаимствует этот метод, чтобы укрепить свою власть на предстоящем конституционном референдуме. После этого электронное голосование может принести пользу и нашему коммунистическо-социалистическому блоку. Почему нет?

Выводы

Недавние выборы в Российской Федерации доказывают, что введение электронного голосования в странах с авторитарными режимами или в странах со слабой демократией представляет большую опасность. Приветствие парламентской оппозиции из Республики Молдова недавней победы Единой России, а также Лукашенко год назад является показателем того, что данная оппозиция жаждет установления подобного режима и в собственной стране. При таких обстоятельствах не хотелось бы, чтобы электронное голосование было введено в Республику Молдова до тех пор, пока не будет уверенности в том, что у нас нет формирований, которые открыто сочувствуют авторитарным режимам, раболепствуя им.

Нынешняя парламентская оппозиция не может в принципе предложить достойную, приемлемую альтернативу близорукому правлению ПДС. Поэтому, похоже, необходимо укрепить мощную внепарламентскую оппозиционную силу, чтобы, в равной степени сдерживать безрассудство, проявленное ПДС, а так же не допустить коммунистическо-социалистического реванша, который охватывает русский и белорусский народы, которые живут под авторитарными режимами.