logo

Нравится, не нравится – а страна оправится. Op-Ed Виктора Пелина


https://www.ipn.md/ru/nravitsya-ne-nravitsya-a-strana-opravitsya-op-ed-viktora-pelina-7978_1087805.html

Развитие политических процессов в Республике Молдова кардинальным образом зависит от развития ситуации в регионе. В настоящее время разрядка взрывоопасной ситуации в регионе зависит от решений президента России Владимира Путина. Учитывая стремление ПСРМ к интеграции Республики Молдова в Евразийский союз, в котором доминирует Россия, для уточнения перспектив Республики Молдова целесообразно перефразировать детерминистскую концепцию президента Путина: нравится, не нравится – а страна оправится, при помощи Румынии или в её рамках...
---

Повод для оптимизма для одних и беспокойства для других

Совместное заседание правительств Республики Молдова и Румынии, состоявшееся 11 февраля 2022 года, оказалось обнадёживающим для граждан с проевропейскими и прорумынскими взглядами. Особенно потому, что оно состоялось на фоне драматичного ухудшения региональной безопасности. Данное мероприятие является подтверждением развития стратегического партнёрства, призванного расширить двустороннее сотрудничество в различных областях, представляющих большой интерес, и направленного во благо граждан с обоих берегов Прута. Поводом для оптимизма является и то, что, хотя правительства сменяют друг друга, стратегическое партнёрство демонстрирует свою преемственность. В связи с этим стоит отметить, что совместное заседание правительств от 11 февраля соответствует логике подписания 23 ноября 2021 года Дорожной карты приоритетных направлений сотрудничества между Республикой Молдова и Румынией.

Если одному сегменту общества активизация молдавско-румынских стратегических отношений внушает оптимизм, то у представителей евразийского течения это сотрудничество вызывает озабоченность. Так, главная оппозиционная партия – Партия социалистов Республики Молдова (ПСРМ) – выступила с заявлением о необходимости укрепления суверенитета и независимости Республики Молдова, высказав следующие свои опасения и надежды:

  • унионистские устремления в Республике Молдова продолжают усиливаться;
  • стратегия действующего кишинёвского режима состоит в том, чтобы обанкротить нашу страну и объявить в итоге, что Республика Молдова должна исчезнуть как государство и присоединиться к Румынии, государству-члену НАТО;
  • ПСРМ призывает уважать Конституцию, а также право молдавского народа жить в своей суверенной и независимой стране..


ПСРМ, в некотором роде, права. Это правда, что опросы общественного мнения в последнее время свидетельствуют о том, что число молдавских граждан, выступающих за объединение с Румынией, резко возросло. Но ПСРМ не говорит о том, что в период пребывания на посту президента страны лидера ПСРМ Игоря Додона процент унионистов увеличился, по меньшей мере, вдвое: с примерно 15% до порядка 40%. Партии было бы целесообразно спросить себя, почему это произошло.

В данном контексте прискорбно, что ПСРМ делает вид, что не понимает, что на совместном заседании Румыния предоставила Республике Молдова безвозмездную финансовую поддержку в размере 100 миллионов евро. И именно для того, чтобы помочь ей, а отнюдь не с целью её обанкротить. Румыния давно стала основным торговым партнёром Республики Молдова, объём экспорта в Румынию, по меньшей мере, вдвое превышает объём экспорта в Россию, которая постоянно вводила и вводит эмбарго на молдавскую продукцию. Вот почему растёт число унионистов – Румыния помогает, а Россия наказывает.

Если бы у Румынии были намерения, в которых её обвиняет ПСРМ, то она не помогала бы Республике Молдова, а поступила бы точно так же, как поступила в 1990 году ФРГ в отношении ГДР: пообещала кредит в два миллиарда марок, а затем передумала, чтобы не затягивать с объединением Германии, с которым были согласны практически все граждане обоих государств. Кроме того, воссоединение Германии было согласовано с великими державами, победившими во Второй мировой войне – США, СССР, Великобританией и Францией.

Два этих условия являются определяющими для того, чтобы возможное объединение увенчалось успехом. То есть, чтобы оно не оспаривалось постфактум ни посредством беспорядков внутри воссоединённого государства, ни международным сообществом. В этой связи ПСРМ имеет перед собой успешный пример воссоединения Германии, а также конфликтный пример, приведший к подрыву региональной безопасности в результате аннексии Крыма Россией с использованием „зелёных человечков”.

Откуда исходят настоящие угрозы?

Прежде чем пугаться, ПСРМ следует разобраться, от кого исходят реальные угрозы для Республики Молдова и стран региона. Если бы она это сделала, то поняла бы, что причины для беспокойства действительно есть, но они вызваны не совместным заседанием правительств Республики Молдова и Румынии, а стратегией России по дестабилизации государств региона, сосредоточением войск Российской Федерации на границах Украины. Эта угроза реальна, поскольку при таких обстоятельствах достаточно банального инцидента – подобного произошедшему в 1914 году, за которым последовала череда событий, на которые Российская империя отреагировала общей мобилизацией с целью подготовки к войне. На это Германская империя ответила той же монетой, и так до тех пор, пока весь мир не оказался втянут в Первую мировую войну. В условиях войны, то есть в очень специфической ситуации, и после подписания Брестского мира, состоялось объединение Бессарабии с Румынией, которое было абсолютно законным, поскольку полномочия Сфатул Цэрий ничем не отличались от полномочий Петроградского совета.

В настоящее время мы наблюдаем нечто похожее. Россия аннексировала часть территории Украины и спровоцировала вооружённый конфликт на Донбассе, нарушив нормы международного права и подписанный с Украиной Будапештский меморандум, которой она гарантировала безопасность. Другими гарантами выступили США и Великобритания. Последние два государства в настоящее время вынуждены соблюдать свои обязательства и оказывать помощь Украине перед лицом угрозы российского вторжения. Так мы оказались на краю пропасти – возможной войны в регионе, способной перерасти в глобальное противостояние. Было бы естественно, чтобы именно эти вещи вызывали беспокойство у ПСРМ и всего политического класса Республики Молдова. Как ни парадоксально, но ПСРМ обеспокоена не причинами потенциальной катастрофы, а возможными её последствиями – объединением Республики Молдова с Румынией.

Выводы

Развитие политических процессов в Республике Молдова кардинальным образом зависит от развития ситуации в регионе. В настоящее время разрядка взрывоопасной ситуации в регионе зависит от решений президента России Владимира Путина. Учитывая стремление ПСРМ к интеграции Республики Молдова в Евразийский союз, в котором доминирует Россия, для уточнения перспектив Республики Молдова целесообразно перефразировать детерминистскую концепцию президента Путина: нравится, не нравится – а страна оправится, при помощи Румынии или в её рамках.