Организации гражданского общества осуждают действия властей в отношении нескольких демонстрантов, которые участвовали в акции протеста 24 апреля. НПО констатировали, что власти пытались ограничить необоснованно проведение мероприятия приостановив пассажироперевозки. В то же время, согласно им, в ходе проведения акции протеста органы полиции адекватно управляли ситуацией и малая численность участников не представляла собой серьезную проблему для управления силами полиции, а несколько изолированных эпизодов насилия не могут быть квалифицированы как массовые беспорядки, а как индивидуальное хулиганство, передает IPN.
Согласно заявлению, подписанное несколькими неправительственными организациями, наблюдатели Ресурсного центра по правам человека констатиролвали, что протесты прошли мирно, но с несколькими эпизодами насилия, которые могут быть охарактеризованы как индивидуальное хулиганство и ни в коем случае как массовые беспорядки. Небольшая численность демонстрантов, несколько тысяч, не представило существенной проблемы для управления полицией. В то же время ассоциация Promo-LEX разместила на своей странице анализ, основанный на результатах работы наблюдателей в районных центрах страны. Согласно анализу, в промежутке времени с 12.00 и до 15.00 наблюдатели Promo-LEX констатировали прекращение или низкую активность общественного транспорта по крайней мере в 9 районах страны.
Но, несмотря на эти выводы, в неопределенный срок правоохранительные органы начали уголовное дело по факту массовых беспорядков, которые имели место 24 апреля. Не более чем через 10 дней после протестов, четыре человека были задержаны силами правопорядка. 5 мая Генеральная прокуратура подала ходатайство о применении меры пресечения в виде ареста в отношении четырех человек, которые участвовали в акции протеста. Они обвиняются в том, что „активно участвовали в массовых беспорядках, были агрессивными, подстрекали других участников к акциям насилия, бросали камни в сторону полиции и т.д.”. Прокуроры не объяснили достаточно ясно в своем обращении почему необходим арест этих четырех человек и почему их пребывание на свободе не может быть принято.
„Арест вызывает еще больше вопросов, учитывая тот факт, что арестованные лица находились на свободе, по крайней мере, 10 дней после 24 апреля, когда состоялся протест. Недостаточная мотивация постановлений на арест в Республике Молдова была постоянно подвергнута критике со стороны ЕСПЧ. По крайней мере в 18 судебных решениях ЕСПЧ установил, что постановления судей об аресте не были достаточно мотивированы”, отмечается в заявлении гражданского общества.
Авторы отмечают, что применение заключения под стражу в отношении протестующих в отсутствие достаточной мотивации указывает на селективную судебную систему, которая направлена на отпугивание протестующих. Это впечатление поддерживается и тем, как были задержаны по крайней мере три человека. Люди в масках явились на дому протестующих в 6 утра, даже если речь не шла о явных преступлениях, а подозреваемые не казались лицами, которые намеревались оказать сопротивление.
Авторы заявления просят Апелляционный суд Кишинева рассмотреть через призму стандартов ЕСПЧ и Высшей судебной палаты необходимость ареста четырех протестующих и высказаться убедительно по своему решению. Они просят Судебную инспекцию изучить, если при принятии и вынесении заключения судья Елена Костюк не нарушила закон или Кодекс этики или профессионального поведения судьи. Они просят следственные органы и прокуратуру осуществить оперативно и правильно расследование с соблюдением человеческого достоинства и прав человека.
Обращение подписали: Центр юридических ресурсов Молдовы, Альянс общественных центров доступа к информации и обучению в Молдове, Центр информирования и документирования по правам ребенка, Amnesty International Moldova, Ассоциация Promo-LEX, Transparency International-Moldova, BPW в Молдове, Фонд развития Молдовы, Ассоциация за демократию через участие, Институт публичных политик, REC-Moldova, Союз организаций инвалидов Республики Молдова, Ресурсный центр Dialog-Pro, Экологическое движение Молдовы, Объединение женщин для защиты окружающей среды и устойчивого развития, Центр для реабилитации жертв пыток „Memoria”, Институт европейских политик и реформ, Восточно-европейский фонд, Ассоциация малого бизнеса и Ассоциация независимой прессы.