|
|
Дионис Ченуша | |
Дистанцирование европейских столиц от центра принятия решений в Брюсселе, а также расхождения во взглядах и действиях между членами Европейского союза (по вопросам миграции и убежища), заметные на протяжении 2014–2015 годов, представляют собой опасную реальность для выживания европейского проекта. Мысль об отсутствии единства внутри ЕС и о нехватке европейского духа / духа солидарности (не-националистического и не-популистского) стала отправной точкой обращения о Положении дел в Европейском союзе на 2016 год, с которым 14 сентября выступил председатель Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер. Согласно диагнозу, поставленному европейским чиновником, ЕС переживает частичный экзистенциальный кризис, в связи с чем Юнкер призвал страны-участницы Евросоюза совместно с Брюсселем оказать содействие в выходе из цепи кризисов (безработица, социальное неравенство, огромные государственные долги, интеграция беженцев, всё более хрупкая внутренняя и внешняя безопасность).
Решения, предлагаемые Юнкером в своём обращении о Положении дел в Союзе, содержат заметную социальную составляющую, такую как инвестиции в молодёжь, активизация внутриевропейской коммуникации или обеспечение социальной справедливости. Но, помимо этого, Юнкер решительно выступил за обеспечение безопасности внешних границ Евросоюза, за мобилизацию финансовых ресурсов в целях обороны. Очевидно, что послание Юнкера содержит критику в адрес популистских антиевропейских сил и является самокритичным в той части, где он даёт объективную оценку сложной ситуации, в которой находится ЕС. Но он ни в коем случае не отказывается от федералистских идей и необходимости углубления европейской интеграции, которые, хотя и в несколько закамуфлированной форме, присутствуют в его обращении (предложение учредить должность министра иностранных дел ЕС).
Параллельно с этим, независимо от своих взаимоотношений с Брюсселем и отношения к нему, даже самые евроскептически настроенные европейские страны договорились в Братиславе о необходимости поиска совместных решений даже тех вопросов, которые вызывают разногласия. В этой связи 27 государств-членов ЕС утвердили „Братиславскую дорожную карту” (16 сентября 2016 года), которая включает в себя действия, сфокусированные на миграции и внешних границах, внешней и внутренней безопасности, обороне, социально-экономическом развитии и молодёжи.
Некоторые из действий, предусмотренных Брюсселем и европейскими лидерами, имеют непосредственное отношение к европейской политике соседства, в том числе к Молдове. Эти аспекты связаны с дополнительными расходами для желающих посетить Евросоюз, а также с возможными новыми инвестициями, призванными стимулировать экономический рост в соседствующих с ЕС странах, тем самым воспрепятствовав нелегальной миграции.
Доклад 2016 года о Положении дел в ЕС – основные предложения
Среди сделанных Юнкером предложений особого внимания заслуживают некоторые. Ими являются идея вдвое удлинить продолжительность и увеличить финансовый потенциал Инвестиционного плана для Европы: с 315 миллиардов евро в 2015 году – до 630 миллиардов в 2022 году. Около 200 тысяч малых и средних предприятий уже воспользовались инвестициями на общую сумму, превышающую 100 миллиардов евро. Но, чтобы этот экономический стимул работал ещё лучше, необходимо привлечь к реализации этого плана государства-члены ЕС и частных инвесторов. Ведь у ЕС нет полномочий, чтобы заменить собой национальные правительства в проведении экономической политики, хотя он и может внести дополнительный вклад.
Ещё одним интересным предложением является создание до конца 2016 года Института по вопросу европейской солидарности. Он должен будет объединить молодых европейцев, заинтересованных в оказании волонтёрской помощи в кризисных ситуациях, таких как наплыв беженцев или стихийные бедствия (например, недавнее землетрясение в Италии). По мнению Юнкера, такая инициатива позволит укрепить солидарность на европейском уровне, повысив взаимодействие между молодыми европейцами.
Взаимосвязанность европейцев является ещё одной областью, на которой фокусирует своё внимание Юнкер. Так, до конца 2020 года он предлагает обеспечить бесплатный доступ к беспроводному интернету во всех городах и сёлах (в наиболее важных общественных местах).
Другим важным предложением является идея заложить уже в 2016 году основы Европейского оборонного фонда. Он будет призван стимулировать исследования в области европейской военной промышленности. В этом же контексте Юнкер признал неспособность ЕС справляться с вызовами, порождаемыми „всё более опасным соседством”, полагаясь на одну лишь „мягкую/негласную силу” („soft power”). Поэтому он вновь указал на важность наличия оборонной политики ЕС и делегирования более широких полномочий Верховному представителю по иностранным делам и политике безопасности Федерике Могерини. Для повышения эффективности европейской дипломатии Юнкер считает необходимым учредить должность министра иностранных дел ЕС, а для расширения возможностей в оборонной сфере – создать общеевропейские вооружённые силы, дополняющие собой силы НАТО. Кроме того, он озвучил предложения по поводу обеспечения безопасности границ ЕС путём создания новых Пограничной полиции и Береговой охраны Евросоюза (решение утверждено Советом ЕС 14 сентября 2016 г.) и оказания срочной помощи Болгарии и другим странам на внешней границе ЕС с целью воспрепятствовать притоку нелегальных мигрантов.
„Братиславская дорожная карта”
Неформальная встреча в Братиславе лидеров стран Евросоюза и глав европейских учреждений (Европейская комиссия, Европейский совет), состоявшаяся в контексте председательства Словакии в ЕС и без участия Великобритании (следствие „Брексита”), была посвящена экзистенциальным проблемам, стоящим сегодня перед Евросоюзом.
Тон подписанной в Братиславе декларации был выдержанным, хотя в документ и просочилось утверждение, выдающее намерение стран-евроскептиков (в частности, членов Вышеградской группы) заново очертить сферы национальной компетенции при решении некоторых проблем (таких как миграция или беженцы). Хотя и не в самом тексте декларации, страны Вышеградской группы предложили ввести принцип „гибкой солидарности”, который должен применяться в рамках миграционной политики ЕС.
Кроме того, Братиславская декларация включает в себя „дорожную карту”, в рамках которой действия подразделяются на три блока: (1) миграция и внешние границы, (2) внутренняя и внешняя безопасность, (3) социально-экономическое развитие и молодёжь.
Приоритет, отдаваемый миграции и обеспечению безопасности внешних границ, показывает, насколько неотложной является эта тема для большинства стран ЕС и для европейских институтов. Ими поставлены конкретные цели, которые предусматривают сокращение количества нелегальных мигрантов и предотвращение бесконтрольного притока людей, подобного тому, что имел место в 2015 году. Также необходимо обеспечить контроль над внешними границами и восстановить свободное передвижение в пределах Шенгенской зоны, которому всё ещё препятствуют проверки, временно введённые целым рядом стран ЕС (Францией, Австрией, Данией и др.). В части, касающейся обеспечения внутренней безопасности, „Братиславская дорожная карта” предлагает активизировать контакты между спецслужбами стран ЕС, связать воедино их базы данных и проверять данные всех лиц, пересекающих границы ЕС (включая граждан Евросоюза), а также ввести систему ETIAS для граждан третьих стран, посещающих ЕС. В области внешней безопасности предлагаемые меры направлены на сотрудничество с НАТО и расширение сотрудничества на уровне Европейского союза. Экономический блок „дорожной карты” включает в себя меры, направленные на освоение Инвестиционного фонда ЕС и улучшение экономического положения молодёжи.
Предложения Юнкера по поводу Европейского соседства и их последствия для Молдовы
Европейское соседство было затронуто в речи Юнкера в двух основных аспектах. Во-первых, был предложен амбициозный инвестиционный план для Африки и соседнего с ней региона, с финансированием в размере почти 44 миллиардов евро. Очевидно, что когда эти средства станут доступны, наибольшая их часть будет выделена странам происхождения беженцев и нелегальных мигрантов, прибывающих в Европу (Северная и Тропическая Африка, Ближний Восток). По этой причине Молдова лишь в очень малой степени сможет получить пользу от этого Инвестиционного плана для соседей ЕС, либо не получит её вообще. Несмотря на это, Молдова остаётся страной происхождения для многих молдавских мигрантов, оседающих в Италии, Ирландии, Германии, Испании и других странах. Но замедление процесса миграции из Молдовы в Европу, как легальной, так и нелегальной, зависит от молдавских властей и их способности максимально извлечь выгоду из Соглашения об ассоциации и Соглашения о либерализации торговли с ЕС (УВЗСТ). Ведь многие доступные Молдове средства заморожены и не используются из-за плохого политического и экономического управления страной.
Второй затронутый Юнкером аспект, актуальный для соседей Евросоюза, связан с введением Европейской информационной системы авторизации путешествий (ETIAS), по примеру аналогичной системы, действующей в США (ETSA). Эта система будет применяться к гражданам третьих стран, которые освобождены от необходимости иметь при себе Шенгенскую визу. В случае Молдовы это касается владельцев биометрических паспортов. В первый год после либерализации визового режима (2014–2015) около 400 тысяч молдавских граждан посетили ЕС на основе биометрических паспортов. Таким образом, введение ETIAS будет означать расходы в 13 евро на одного человека за поездку или, по меньшей мере, 5 миллионов евро в год (для 400 тысяч человек), которые придётся оплачивать молдаванам с биометрическими паспортами, желающим посетить ЕС. Эти вопросы нужно прояснить с европейской стороной и соответствующим образом довести до сведения населения, чтобы избежать неправильного толкования сборов, взимаемых в Евросоюзе. Игнорирование этого аспекта позволит евроскептикам воспользоваться слабой осведомлённостью граждан для дискредитации безвизового режима и самого ЕС, а также проевропейских сил в Кишинёве.
Вместо заключения
Чтобы выжить, Европейский союз адаптируется к новым реалиям в сфере геополитики и безопасности. Все страны ЕС, в том числе и настроенные евроскептически, хотят приложить усилия для укрепления европейского проекта. Очевидно, что интересы различных групп стран в плане приоритетов отличаются, но в настоящее время они в основном сосредоточены на обеспечении безопасности внешних границ и ограничительной иммиграционной политике, на укреплении внутренней безопасности и провозглашении общей оборонной политики. В этом контексте ЕС рассматривает своих соседей, в том числе восточных, в качестве источника проблем, хотя большинство кризисов связаны с его южными границами.
Предпринимаемые европейскими игроками шаги нацелены на обеспечение благополучия и безопасности граждан ЕС, но затраты на некоторые из этих действий понесут как жители Евросоюза, так и граждане связанных с ЕС третьих стран. В частности, это относится к Европейской информационной системе авторизации путешествий (ETIAS), действие которой, скорее всего, будет распространяться и на молдавских граждан с биометрическими паспортами.
Молдавские власти должны приложить все усилия для того, чтобы держать руку на пульсе Брюсселя. Все предпринимаемые Евросоюзом действия должны быть поняты лицами, принимающими решения в Кишинёве, и разъяснены молдавским гражданам понятным и искренним языком. Адаптация ЕС к новым реалиям имеет большое значение для европейского курса страны, поэтому сигналы европейцев должны быть правильно и своевременно восприняты в Республике Молдова. Даже если европейская перспектива Молдовы и далека, это расстояние ни в коем случае не должно увеличиться ещё больше.
IPN публикует в рубрике Op-Ed материалы авторов извне редакции. Высказанные ими мнения не обязательно совпадают с мнениями редакции.