Важно, чтобы по уголовным делам, в которых фигурируют судьи, были окончательные решения, иначе доверие как к институту прокуратуры, так и к правосудию будет подорвано. Об этом заявил юрист Николае Ешану, который недоумевает, что в объявлении прокуратуры нет ни адвокатов, ни прокуроров. По мнению Ешану, судьи не могут совершать преступные действия без помощи адвокатов или прокуроров, отмечает IPN.
Вчера Высший совет магистратуры удовлетворил четыре ходатайства временно исполняющего обязанности генерального прокурора Иона Мунтяну с просьбой выдать согласие на осуществление уголовного преследования в отношении некоторых судей.
„С одной стороны, меня огорчает этот пресс-релиз, поскольку у нас есть еще больше оснований беспокоиться о том, что происходит в правосудии. С другой стороны, это может быть обнадеживающим признаком того, что Генеральная прокуратура действительно хочет навести порядок в правосудии. Меня беспокоит, что не упоминаются возможные прокуроры и адвокаты. Я убежден, что судьи, без вовлечения прокуроров или адвокатов, вряд ли могут самостоятельно совершать преступные деяния. Я задаюсь вопросом, не является ли это новой кампанией или ситуацией, когда одни группы в системе сводят счеты с другими группами. Я хотел бы, чтобы закон не применялся дискриминационно, избирательно”, - заявил юрист Николае Ешану в ходе передачи „Puncte de Reflecție” на канале Vocea Basarabiei.
Уголовное преследование четырех судей осуществляется Антикоррупционной прокуратурой при поддержке Национального центра по борьбе с коррупцией. Один из судей подозревается в извлечении выгоды из влияния и в пассивной коррупции. Двое других судей подозреваются в соучастии в извлечении выгоды из влияния и в извлечении выгоды из влияния соответственно. Четвертый судья подозревается в активной коррупции. Адвокат Николае Ешану считает, что подобные уголовные дела должны быть доведены до конца, иначе они подрывают доверие общества к системе правосудия.
„Высший совет магистратуры не должен брать на себя полномочия, которые не входят в его компетенцию. У ВСМ есть только одна задача - следить за тем, чтобы уголовные дела не возбуждались ненадлежащим образом. Они не обязаны проводить настолько тщательную проверку, чтобы не превратиться в суд. Достаточно того, что есть обоснованное подозрение и в доказательствах есть указание на злоупотребления. Важно, чтобы эти уголовные дела имели законченную силу. У нас есть практика, когда триумфально объявляется, что то или иное дело заведено, а окончательного решения нет. Это крайне опасно, поскольку подрывает доверие и к прокуратуре, и к судебной системе”, - сказал адвокат.
Все четверо судей отстранены от занимаемых должностей до окончательного решения по делу, в котором они подозреваются.