Республика Молдова подошла к 22-му году своей независимости. Агентство IPN планирует отразить в нескольких широких материалах успехи и неудачи в развитии страны. Представители власти, эксперты, бывшие и действующие политики высказывают свои мнения по поводу тех шагов, которые предпринимала Молдова с 27 августа 1991 года и по сей день.
Материал nr.12 из цикла IPN„Молдова – 22.Шаги вперед и шаги назад”, приуроченный ко Дню независимости
После провозглашения независимости, культура несколько лет топталась на месте. В духовное развитие ничего не инвестировалось, люди не позволяли себе посещать спектакли или концерты, в то же время власти занимались совсем другими делами. Республика Молдова нуждалась в основательной перестройке. Больше всего застой проявил себя на селе, где дома культуры начали разрушаться, а люди забыли, что такое народные гулянья, кино или театр. Культура пришла в себя особенно после 2000 года.
Контролируемая стабильность
В 1970-1980 годах культура предполагала стабильность, вспоминает председатель Союза музыкантов Молдовы, мастер искусств Аурелиан Дэнилэ. Данная стабильность не предполагала обязательно процветание и качество, но когда речь шла о культуре, ее необходимо было обязательно поддерживать, так как она рассматривалась в качестве коммунистической идеологии. „Коммунистическая идеология имела свое место. Если появлялись театральные пьесы, песни или книги, они должны были в обязательном порядке соответствовать данной системе”,отметил Аурелиан Дэнилэ.
После прихода к власти Михаила Горбачева, контроль остался, однако он приобрел человеческий дух. Если, например, ставилось на сцену что-то итальянское, обязательно должно было присутствовать и нечто такое, что соответствовало бы режиму. Заработная плата составляла 200 рублей – довольно хорошая по тем временам. Постановки финансировались государством, печатание также, существовало одно лишь условие – все это должно было хвалить режим. „Для того, чтобы тебя наградили, чтобы ты стал заслуженным или народным артистом, нужно было работать. Личностью была Эдита Пьеха, но были личностями и Мария Кодряну, Мария Биешу, Михай Мунтяну”, подчеркнул мастер искусств.
Актер Николае Дарие, работающий более 40 лет в Национальном театре имени Михая Эминеску, говорит, что положительным для тех времен было то, что показывали театральные спектакли и в деревне, партия направляла народ посмотреть театральные постановки. Артисты театра ставили иногда по три постановки в день в различных селах. Представителям местной администрации порядком уже поднадоело, когда они слышали, что к ним едут артисты театра, так как им надо было заплатить. Но их обязывали делать это, отметил актер.
Качество теряло, конечно, так как спектакли не ставились в театре, с соответствующей декорацией и при необходимом свете, а на сооружаемых на скорую руку сценах на свежем воздухе или использовались в этих целях открытые кузова двух автомашин, иногда и под дождем, без микрофонов и при двух прожекторах, вокруг которых собиралась вся мошкара. Предпочтение отдавалось простым комедиям, так как вернувшийся с поля крестьянин не особо был настроен напрягаться, он хотел отдыхать, повеселиться. „В начале 80-х годов начали ставить на сцену более сложные пьесы, комедии с более серьезной тематикой, люди полюбили и их”, подчеркнул Николае Дарие.
После плохого, стало лучше
Сразу же после провозглашения независимости культура затопталась на месте. Экономики не было, денег не было, люди жили, как только могли, страну нужно было построить буквально заново. Аурелиан Дэнилэ говорит, что в первые годы культура практически ничем себя не проявила. Спустя только 5-6 лет, она начала приходить в себя, и то с очень большим трудом. „Независимость навалилась на нас несколько без спросу, мы не были подготовлены к ней, существующий экономический механизм не выдержал, а другого не было”, отметил Аурелиан Дэнилэ. Другой вопрос состоит в том, что не было кадров. Когда коммунисты ушли, они ушли вместе с кадрами, опытных людей не было, которые бы поддерживали культуру. Люди, которые были при должностях, обязательно состояли в партиях. После провозглашения независимости Национальный дворец пустовал, месяцами не бывало концертов. Артисты выживали, кто как мог.
Композитор Еуджен Дога говорит, что после провозглашения независимости и смены руководства, люди, в частности, артисты и не думали, что исчезнут субсидии, поддержка, студии звукозаписи. „Наступили годы недоумения, пустых иллюзий. Мы потеряли все”, вспоминает композитор.
Актер Николае Дарие говорит, что человек не был готов заплатить деньги за билет на концерт или на спектакль в театр. В то время, когда цены на бензин и на транспорт стали расти, театры пустовали, артисты не могли поехать в турне по республике. Художественные коллективы не могли позволить себе поехать на село, в домах культуры и клубах уже не показывали кинофильмы, книжные магазины превратились со временем в бары. Положительным делом стало то, считает актер, что после провозглашения независимости талантливые артисты смогли поехать за границу на различные фестивали, что нельзя было даже представить себе в советское время. „В 1995 году я впервые поехал на международный театральный фестиваль, я и не мечтал никогда о чем-то таком. Состоялись целые поколения выдающихся людей, которых так и не смогли увидеть за границей”, подчеркнул Николае Дарие.
Со временем культура пришла в себя, ее возглавили такие артисты, как Николае Сулак, Георге Ешану, Николае Глиб и многие другие. Оркестр народной музыки „Лэутарий” и ансамбль народного танца „Жок” стали первыми, которые завоевали международный престиж для нашей страны. Также после 1995 года стали появляться независимые театры, проводилось все больше выставок и фестивалей. Культура возрождалась.
Дома намного труднее, чем среди чужих
Молдавский народ очень талантливый, считает маэстро Еуджен Дога. Очень много молдавских артистов пользуются большим успехом за границей, но только не у нас в стране, а причина состоит в том, что они не могут найти перспектив для самоутверждения. Композитор привел в пример Валентину Нафорницэ, Юлиана Гырнец, Андрея Желиховского, Ольгу Бусуйок, Светлану Стрезеву и других, которые работают за границей, так как в своей стране не нашли в свое время необходимую поддержку.
Маэстро Еуджен Дога сказал, что он уже не пишет песни, так как никто в Молдове их уже не заказывает. „Я нахожусь здесь. Прихожу домой. У меня есть, наконец, все условия для творческой работы. Но что с ним делать? Не хочу уехать, но не знаю, сколько смогу выдержать”, говорит композитор. Печально, что он написал так много для других и так мало для своей страны. У него столько наград, столько фильмов и столько появлений в прессе в России, США, Румынии и так „скромно” его продвигают дома.
Композитор говорит, что годы после провозглашения независимости открыли очень много возможностей для развития культуры. Однако столько времени, сколько не существует поддержки, со свободой делать нечего. Культура еще не пустила корни, руководство страны ничего не предпринимает для культурной интеграции молдавских граждан, что способствует разобщению общества. „Смотрят телевизионные каналы на русском языке, не читают книги Иона Друцэ и не слушают мою музыку”, сказал с сожалением Еуджен Дога.
Ожидаемые реформы
Актер Николае Дарие считает, что культура в Республике Молдова нуждается в серьезных реформах, однако эта работа должна идти одновременно с реформой в остальных отраслях. „Столько времени, сколько мы будем заниматься полумерами, сколько будем говорить о наших бедах в области культуры полушепотом, мы ничего не добьемся”, сказал актер. После провозглашения независимости человеку дали возможность самоутвердиться, сделать что-то новое. Появились новые коллективы, новые музыкальные и художественные разновидности. Если бы не было независимости, говорит актер, не знали бы мы о песнях и пьесах со Штефаном Великим, не знали бы мы о стихотворении „Дойна” МихаяЭминеску или о пьесах запрещенных писателей.
Тем не менее, Молдова нуждается в решительных мерах в области культуры, особенно на селе. Там люди десятками лет не посетили ни одного спектакля, концерта или выставки, а это происходит потому, что во многих населенных пунктах страны нет домов культуры, не создаются самодеятельные художественные коллективы, как это делалось раньше. На селе теперь не проводят „жок” (традиционные молдавские народные гулянья – прим. ред.). Другое дело, над которым стоит призадуматься властям, это сохранение наших народных традиций. Детей необходимо с самого малого возраста приобщать к таким мероприятиям, как народные танцы, вязание, гончарное дело.
В Молдове проживает очень талантливый народ, однако для создания красивых вещей, необходимо инвестировать в этот талант. „В советское время, после войны, нас брали голодными, разутыми, нас привозили в Кишинэу и учили. Такое отношение должно быть и сегодня”, считает Еуджен Дога. „Я готов, чтобы меня закрыли на замок в какой-то комнате и работать, работать и работать, так как я убежден, что мое творчество будет замечено и оценено по достоинству”, добавил композитор. Иной раз он чувствует себя лишним в своей стране. „Существует еще столько ненаписанной музыки! Разве нашим руководителям не стыдно от того, что столько ценного теряется?”, спрашивает себя маэстро.
Аурелиан Дэнилэ считает, что у нас очень много артистов, которых следует изучать, есть очень много конкурсов и фестивалей, как в стране, так и за рубежом. Он также думает о том, что сегодня культура это самая подготовленная отрасль для европейской интеграции, так как ее ценность возросла со временем и еще продолжает расти.
Елена Большенко, IPN
август, 2013 год