logo

Независимая пресса Молдовы: вышедшая из тотального санитарного кризиса и вступившая в пылающую войну. Дебаты IPN


https://www.ipn.md/ru/nezavisimaya-pressa-moldovy-vyshedshaya-iz-totalnogo-sanitarnogo-krizisa-i-vstup-8004_1089357.html

Независимая пресса Республики Молдова сталкивается с серьезными проблемами в контексте двух крупных кризисов – санитарного и украинского, а также нескольких других кризисов, которые негативно влияют на ситуацию. Каковы причины, какими могут быть решения, а также какими могут быть последствия и риски для общества и государства, если в конечном итоге не будут найдены спасительные решения, обсудили участники публичных дебатов „Независимая пресса Молдовы: вышедшая из тотального санитарного кризиса и вступившая в пылающую войну”, организованных Информационным агентством IPN.

Постоянный эксперт проекта Игорь Боцан заявил, что пресса считается независимой, если у нее есть независимая редакционная политика, не подвержена влиянию со стороны отдельных лиц или учреждений, а также, если имеет свободу выбирать темы и цели для журналистских материалов. По его словам, на практике существуют независимые средства массовой информации, партийные и корпоративные средства массовой информации. Последние два вида заведомо зависят от интересов основателя, которых он и продвигает.

„Это правда, что независимость и свобода прессы рассматриваются и оцениваются с западной точки зрения, и это очень важно. В основе этого подхода есть разделение трех сил и асимметрично четвертая сила, которая в западной культуре играет особую роль - быть „сторожевым псом”, критически относиться к управлению. Это стандарт, но для таких обществ, как наше, в переходный период существует большой риск отхода от него”, - объяснил Игорь Боцан.

По его словам, в настоящее время качество молдавской прессы определялось на фоне трех глубоких кризисов. „Первым был „кризис захваченного государства”, и именно тогда стала заметна независимая пресса, которая боролась за право на выражение мнения, была заметна и захваченная и контролируемая пресса, а также пресса, ретранслированная из-за рубежа и паразитирующая на скромном рынке рекламы в Молдове. Второй кризис был пандемическим, который представлял собой отличную лабораторию для тестирования всевозможных теорий заговора, промывания мозгов граждан и это чувствовалось. В этой ситуации власти были вынуждены в чрезвычайном порядке ввести ограничения и даже наделить компетентный орган, чтобы исключить определенные средства массовой информации. И третий кризис был связан с войной в Украине. Военная агрессия со стороны России против Украины выявила пропагандистские тенденции, ставящие под угрозу информационную безопасность.

Исполнительный директор Ассоциации независимой прессы Петр Маковей заявил, что понятие „независимая пресса” во многом связано с репутацией. То есть то, что думают люди, потребители, а также другие влиятельные люди в государстве, партнеры по развитию и эксперты о медиа-учреждении, независимо от того, является оно независимым или нет. По его словам, приятно, что в Республике Молдова достаточно средств массовой информации, которые представляют вещи объективно и сбалансированно, как это предусмотрено законодательством и этикой. „Что касается доли СМИ, с моей точки зрения, для такого маленького рынка, как наша страна, с очень маленьким рынком рекламы, я думаю, что у нас есть независимая пресса. Пресса, представляющая многообразие взглядов на ситуацию в Республике Молдова”, - отметил директор АНП.

Петр Маковей говорит, что экономические аспекты деятельности независимой прессы недостаточно регулируются. „С момента обретения независимости, медиа-рынок Молдовы был искажен, начиная с того, что в информационное пространство смогли проникнуть некоторые паразитические продукты, которые пытаются заработать на иностранных брендах. Не были разработаны и реализованы стратегии поддержки отечественного продукта, требующие поддержки. В связи с этим государство должно мыслить стратегически. Ведь у политиков, которые были у власти, были интересы в медиа-сегменте - они контролировали определенные средства массовой информации, используя их, в частности, для манипуляций, особенно в избирательных кампаниях”,- сказал Петру Маковей.

„Теперь все по-другому. Закон запрещает партиям владеть медиа-учреждениями. Партия, которая сейчас находится у власти в Республике Молдова, не имеет лиц, которые контролировали бы средства массовой информации. В то же время холдинговые компании, контролируемые политиками и бывшими политиками, остаются. Есть и то, что было создано годами, в том числе контроль над рекламным рынком, из-за чего у независимой прессы возникают большие проблемы, потому что у нас есть не только искаженный медиа-рынок, но, в частности, рынок искаженной рекламы”, - заявил директор АНП.

Со-учредитель TV8 Марианна Рацэ отметила, что в 2017 году, когда канал был запущен, он оказался на рынке, контролируемом двумя крупными фирмами, у которых был картельный сговор. „Одна из них контролировалась бывшим лидером Демократической партии Владом Плахотнюком, а вторая - бывшим лидером Партии социалистов Игорем Додоном. Эти две фирмы договорились разделить весь рынок рекламы, который не так велик, около 11-13 млн. евро в год. Они решили разделить его между собой, чтобы практически ничего не осталось для независимых телеканалов. С первых месяцев мы вместе с другими телеканалами обращались в Совет по конкуренции и жаловались на эту ситуацию, прося навести порядок. Проверки Совета по конкуренции на поданные нами жалобы длились ровно до тех пор, пока не закончилось правление Плахотнюка. Только летом 2019 года мы получили ответ, в котором нам сообщили, что на рынке была обнаружена картельная ситуация, но вот ирония судьбы - картель, предполагающий как минимум два учреждения, „был сформирован только медиа-холдингом Плахотнюка”. И это естественно, ведь тогда Додон все еще находился у власти”, - объяснила Марианна Рацэ.

По ее словам, картель продолжился, даже если не в такой агрессивной форме. Все стало лучше только в прошлом году. Но параллельно с этим вмешалась пандемия, и многим экономическим агентам пришлось сократить свои бюджеты на рекламу. „Самое плохое произошло в этом году, когда началась война. Многие рекламные клиенты ушли – так много, что к концу февраля, TV 8 понял, что у него вообще нет рекламы. Ушли абсолютно все. Это и понятно, потому что для многих рекламных клиентов источники импорта товаров, экономические отношения были связаны с зоной, где идет война. Пути связи, транспорта закрыты. Существует очень большая неопределенность, и каждый предпочел сохранить свои ресурсы, пока ситуация на рынке не станет ясной. И в первую очередь сократили бюджеты на рекламу”, - сказала Марианна Рацэ.

Но позже все „с удивлением” выяснили, что рекламные бюджеты исчезли только у независимой прессы. „Российские телеканалы, ретранслирующие российский продукт, практически не пострадали, или не сильно пострадали. Еще одним открытием стало то, что крупные многонациональные компании, покинувшие российский рынок из-за санкций, наложенных на Россию, разместили в Молдове 90% своих бюджетов на рекламу на российских телеканалах. Я думаю, что это не совсем понятные двойные стандарты. Тем не менее, после того, как была забита тревога, часть рекламных бюджетов вернулась, хотя около 70% из тех, что были, обходят независимую прессу”, - сказала она.

Основатель Realitatea, медиаэксперт Думитру Цыра отметил, что есть прямые и сопутствующие факторы, влияющие на медиа-индустрию. Когда речь идет о прямых факторах, то они, по его мнению, касаются не только пандемии и войны, которые стали катализатором. „Период 2020-2021 годов каким-то образом научил прессу быть более мобильной, пересматривая виды деятельности и источники доходов. Если в тот период экономического спада с точки зрения рекламы не было, то в 2022 году ситуация оказалась катастрофической. В этом году общие бюджеты телеканалов в 13 млн. евро будут на 40-50 меньше только от рынка телевизионной рекламы ” - отметил Думитру Цыра.

По его мнению, проблем очень много, но самая большая из них заключается в том, что каждый раз предпринимаются попытки исправить определенные конкретные ситуации, связанные с категориями телеканалов, недобросовестной конкуренцией, аудиторией, рекламным рынком. „Но пришло время начать строить, и изменения, которые должны произойти в законодательстве об аудиовизуальных средствах, станут началом качественной трансформации. Война затронула и некоторые косвенные факторы - инфляцию, экономическое развитие”, - отметил медиаэксперт.

„Нам нужно изменить парадигму и подход. Я надеюсь, что эти изменения в Кодексе телевидения и радио станут началом, потому что мы должны создать условия для роста рекламного рынка”, - пояснил Думитру Цыра. По его словам, за последние пять лет рынок рекламы находился на уровне около 12 млн. евро, тогда как в 2008-2009 годах рынок был на уровне 25 млн. евро. Но другие страны за последние два года превысили квоты 2008-2009 годов и удвоили свои бюджеты, которые упали. Республика Молдова, однако, осталась на низком уровне, так как речь идет о последствиях от искусственных факторов, созданных политиками, а также о некорректной экономической деятельности.

239-е публичные дебаты на тему „Независимая пресса Молдовы: вышедшая из тотального санитарного кризиса и вступившая в пылающую войну” из цикла „Развитие политической культуры посредством публичных дебатов” организованы IPN при поддержке немецкого Фонда Ханнса Зайделя.