„Сохранение социального договора между гражданами и государством, борьба за сильные и функциональные институты наряду с реальной борьбой с коррупцией являются скрытыми ставками выборов этого года...”
---
Президентские выборы 2020 года, вероятно, являются первыми выборами, которые не считаются „историческими выборами”, „самыми важными за последние несколько десятилетий” или которые изменят будущее. Причин для такого общего взгляда может быть много. Некоторые считают, что выборы президента с малочисленными прерогативами в, казалось бы, парламентской республике, не могут быть важными по определению. Другие имеют полное право замечать усталость от шумных и слишком частых избирательных процессов в Кишиневе (совсем недавно мы прошли через отмену выборов в Кишиневе, оспариваемые выборы 2019 года и т. д.). Естественно, что пандемический контекст сильно влияет на социальный посыл и поведение во время выборов. Независимо от того, верит ли человек в новый коронавирус, или нет, он понимает, что ничто не является важнее, чем он сам и его близкие. Существуют также политические силы и граждане, которые не считают прямые выборы президента конституционными и / или законными. Каждая причина имеет свои собственные мотивы. Однако важность этих выборов заключается не в определении, данном сторонниками или политиками, а в реальных ставках для граждан и ставках, которые трудно заметить на первый взгляд.
Сохранение социального договора - ставка людей
Наиболее важной ставкой на этих выборов является сохранение трехстороннего социального договора между гражданами, учреждениями и государством. В молдавской политике есть традиция читать опросы только в разделе Рейтинг, а настроения и динамика развития, которые влияют на ход вещей в стране больше, чем на политику, часто упускаются из вида. Граждане Республики Молдова находятся на грани разочарования, вызванного нарушением трехстороннего социального договора: между гражданами, учреждениями и политической властью. Триумвират, трехсторонний социальный контракт важен даже для переходных обществ, которые хорошо знают, что такое коррупция, плохое и контролируемое правосудие, схемы и кража государственных денег, дорогая и часто грязная политика. Даже в таких государствах, где преобразования идут тяжелее, этот контракт является единственным двигателем, обеспечивающим минимальное доверие к политике, выборам, учреждениям, правосудию, закону. Да - человек видит, понимает, знает, что в стране воруют, что государство не функционирует должным образом, но все же чувствует, что голосование может дать результаты, ощутимые в общественных проектах, в смелых политиках (хотя и в меньшинстве), в СМИ, которые все еще проливают свет на миллиардные схемы. Мы должны признать, что этот контракт – это самое важное, что сейчас есть в Молдове.
Окончательная потеря доверия граждан к государству - это самое худшее, что может произойти не только для общества и страны, но и для Восточного соседства Европы. Разочарование в политических деятелях обычное дело, но констатация того, что независимо от голосования, гражданских действий или выявленных схем, государственные учреждения и юстиция полностью вступают в противоречие с потребностями граждан, создает состояние агрессивной апатии и угнетенного внутреннего протеста на радость реакционных политиков и институтов, и больше всего через миграцию. Эта форма протеста не единственная, на которую способны люди. Ставка политиков на то, что критической массы людей больше нет, является ложной, внимательно прочитайте социологию, сравните ситуацию с другими государствами, событиями. Есть достаточно причин и людей, чтобы захватить реакционную клептократию. Ведь радикальная враждебность граждан, возникшая из-за нарушенного социального договора с государством, может разразиться в ранее неизвестные формы протеста.
Если бы президент представлял народную власть, то независимо от политических предпочтений, это решило бы проблему слабого доверия людей к государству. Кроме того, глава государства может направить людей на модернизацию страны, обеспечение порядка и дисциплины, справедливое перераспределение государственных средств. Справедливый президент, избранный гражданами, защищающий интересы граждан, а не интересы реактивной клептократии, не будет жаловаться на ограниченные конституционные полномочия. Сколько раз нынешний президент приходил в парламент с фундаментальными проектами, чтобы нанести удар лоббистам, которые вытаскивают миллиарды из энергетики, монополий, государственных предприятий, закупок, контрабанды? Ответ показывает направление, в котором нужно действовать.
Функциональные и независимые учреждения - ставка государства
Борьба за сильные государственные учреждения, борющиеся против политической коррупции - еще одна фундаментальная ставка на этих выборах. Избрание президента, который принимает на себя роль лидера, а также гаранта процесса восстановления государственных учреждений, является центральной ставкой по нескольким причинам. Без функциональных, независимых и политически неконтролируемых институтов, Республика Молдова не может модернизироваться в условиях растраченных внутренних ресурсов, в которую внешние партнеры не могут инвестировать бесконечно, как через сито. Здесь достаточно отметить, что почти 20 лет Республика Молдова создает институты борьбы с коррупцией, новое законодательство, открывает, закрывает, переделывает агентства, проводит информационные кампании, меняет показатели эффективности - все, казалось бы, в ногу со временем.
Вторая причина, по которой государственные учреждения являются ставкой кампании в этом году, связана с геополитикой и безопасностью граждан. С разношёрстными учреждениями, существующими на зарубежные деньги, Республика Молдова не может быть надежным внешним партнером. Неэффективные институты и справедливость напрямую влияют на устойчивость Республики Молдова к гибридным атакам, на способность государства справляться с региональными кризисами, разрешать конфликты, создавать механизмы защиты от региональной организованной преступности или отмывания денег. Это не может быть незамеченным учреждениями Европейского Союза. Кроме того, европейская дипломатия регулярно обращает внимание не только на необходимость изменения правосудия, но и на обязательство расследовать конкретные дела, такие как кража миллиарда или российский ландромат. Причина проста - так должно работать государство. Преступление должно наказываться. И не последнее, но не менее важное: слабые государственные учреждения, работающие на феодальных принципах, создают огромное чувство незащищенности у населения. Ведь в Республике Молдова никто больше не удивляется, когда убийцы или торговцы людьми оказываются на свободе „в соответствии с действующим законодательством”.
Слабые учреждения, получающие зарубежные деньги и защищающие чужие интересы, серьезно влияют на способность государства предоставлять услуги и сеть социальной безопасности. Пандемия COVID-19 продемонстрировала одно – учреждения, консолидированные в отдельную экосистему, не реагируют на рекомендации хороших и честных специалистов (которых становиться все меньше), ни на внешние импульсы, или на давление со стороны общества. Государственная коррупция создала из многих государственных услуг бронированную экосистему. Только в Кишиневе каждую неделю можно услышать спикеров и президентов, которые жалуются на то, что кто-то крадет их депутатов, генеральных прокуроров, которые жалуются на бойкот, министров, которые жалуются, что их не замечают, журналистов-расследователей, которые доказывают обнаруженные схемы, и которых читают в основном пенсионеры, а не те, кто должен защищать законы. На самом деле тот, кто жалуется, что ничего не может сделать, делает это больше для имитации, являясь прямыми бенефициарами институциональной слабости.
Борьба с коррупцией - европейская ставка
Европейская ставка, хотя и крайне заметная, менее озвучена в нынешней кампании. По вине, по-видимому, пандемии и связанными с ней кризисами, через которые проходят люди, которые больше ориентированы на их собственные потребности. Большинство граждан Республики Молдова видят свое будущее ближе к ЕС. С этим согласны даже те, кто оспаривал сближение с ЕС, а сегодня говорят о „сбалансированной” внешней политике.
Но то, что мы упускаем, - это понимание того, что ЕС не будет безусловным сторонником Республики Молдова, а европейская помощь и проекты не будут приходить ради риторики или имитации реформ. Все изменилось как в европейском блоке, так и на уровне политики соседства. Институциональная усталость, желание увидеть реальные изменения в правосудии, строительстве функциональных государственных учреждений, способных противостоять гибридным атакам, определят наши отношения с ЕС. Отношения, которые могли бы проложить путь к инвестициям и проектам социальной инфраструктуры, отношения, в которых главе государства принадлежит большая роль. Во-первых, президент страны, который хочет больше открытости от ЕС, больше не может быть защитником и воплощением государственного правонарушения, больше не может быть политическим персонажем, который манипулирует незаконными действиями, изобретая истории о том, как коррупция не является преступлением, а просто игрой, что регресс означает развитие, что зло на самом деле это добро, которого не видно.
Вместо выводов
Спасение социального договора между гражданами и государством, борьба за сильные и функциональные институты наряду с реальной борьбой с коррупцией являются скрытыми ставками осенних выборов, ощущаемые каждым гражданином. Суровые реалии последних месяцев показали нам затраты слабого государства, лидеров, ориентированных на собственные и групповые интересы. Закрытые сделки, схемы и кража во время пандемии, снижение доходов, потеря рабочих мест, медицинская система на грани краха, отсутствие порядка и дисциплины, неспособность реагировать для спасения экономики и т. д. Упущение этих ставок на выборах, независимо от полномочий президента, будет означать для граждан меньше возможностей и больше нищеты.
Люди должны сделать правильный выбор не потому, что это исторический шанс, а чтобы четко показать, что плохие вещи беспокоят, что преступление и коррупция - это плохо, это преступления, с которыми нужно бороться, а не прощать. Однако в этих выборах есть что-то особенное. Впервые каждый человек может увидеть прямую связь между ослабленными из-за коррупции и нищеты институтами. Мы получили „образец”, который должен мобилизовать нас, чтобы сделать правильный выбор. Не ради Европы, не ради институтов, а ради личного и семейного интереса - мы не хотим жить в нищете и беззаконии.
Призыв на этих выборах ясен – сторонитесь того, кто обещает, что все должно оставаться прежним.
---
Вадим Пистринчук является исполнительным директором Института стратегических инициатив (ИСИ), доктором социологии Молдавского государственного университета.
Op-Ed был разработан в рамках проекта „Мосты связи с ЕС: Защита процесса европеизации Республики Молдова”, внедряемого при поддержке Фонда Сороса в Молдове, а также в результате партнерства ИСИ с IPN в рамках проекта „Мы и Европа”, реализованного при поддержке Фонда Конрада Аденауэра в Республике Молдова. Высказанные в нем мнения принадлежат автору и не отражают видения Фонда Сороса в Молдове, KAS или IPN.