|
|
Дионис Ченуша | |
Инициатива относительно закрепления в Конституции европейской интеграции Молдовы, анонсированная правящей партией и её политическими союзниками ещё в 2017 году (IPN, декабрь 2017 г.), потерпела фиаско в двух попытках. В первом случае Демократическая партия и Народно-европейская депутатская группа выступили с предложением о пересмотре конституционных положений 12 октября 2018 года. Но, в отсутствие поддержки со стороны Либеральной партии и Либерально-демократической партии, голосование было ими отложено. Вторая попытка последовала 6 дней спустя (18 октября). Без ЛП и ЛДПМ, которые бойкотировали голосование, власть набрала на 13 голосов меньше того количества, которое предписано законом в случае утверждения конституционных изменений (67 голосов или 2/3 депутатов).
С одной стороны, в ходе обеих попыток и, преимущественно, после них, Демократическая партия и её политические союзники, включая подчиняющиеся им СМИ, запустили широкомасштабную кампанию по дискредитации парламентской оппозиции, отказавшейся включить европейский вектор в Основной закон (Publika.md, 18 октября 2018 г.). К этой критике присоединились и депутаты Европарламента от Румынии, чьи политформирования входят в румынскую правящую коалицию, дружественную молдавским властям и регулярно поддерживающую риторику Демпартии в Брюсселе – Норика Николай (Группа АЛДЕ) и Анди Кристя (Социалисты и демократы). С другой стороны, неудачная попытка изменения Конституции была использована президентом Игорем Додоном, который озвучил идею о том, что европейский вектор теряет политические позиции даже среди проевропейских сил (Presedinte.md, 18 октября 2018 г.).
Рассмотрение официальных месседжей парламентской оппозиции свидетельствует об отсутствии контр-месседжей, содержащих чёткие аргументы о рациональности неголосования за конституционные изменения. Единственным объяснением, озвученным до настоящего времени, было нежелание ДПМ объединить закрепление в Конституции европейского вектора с включением румынского языка в текст Основного закона. В то же время, непарламентская оппозиция предпочла дистанцироваться, а не проявить солидарность, по крайней мере, в отношении ЛДПМ. Скорее всего, ПДС и Платформа DA ожидают новых нападок со стороны власти, которая пожелает распространить публичную осуждающую риторику и на них в том числе. В любом случае, тактика парламентской оппозиции в виде уклонения от обсуждения этой чувствительной темы с властями может привести к принесению себя в жертву в политическом плане. Ведь ДПМ не откажется от закрепления европейского вектора в Конституции, в форме успеха или провала, поскольку она стремится максимизировать свои шансы на парламентских выборах 2019 года.
Евросоюз сохранил политический нейтралитет в отношении инициативы ДПМ закрепить европейский вектор в Конституции. Хотя представители власти рисуют картину, в соответствии с которой Соглашение об ассоциации может быть пересмотрено пророссийскими силами, ЕС считает, что положения Соглашения признают европейские устремления Молдовы и являются достаточными (Europa Liberă, 17 октября 2018 г.). Параллельно с этим, европейская сторона подчёркивает необходимость выполнения Соглашения. Так, ЕС напоминает о своей позиции относительно европейских ценностей, прописанных в Соглашении, нарушения которых привели к приостановлению помощи Евросоюза (IPN, 9 июля 2018 г.) во второй раз, после замораживания бюджетной поддержки в 2015 году на фоне ограбления банковской системы.
Демократическая партия – победитель или проигравший?
Лишённая возможности заимствовать позитивный имидж в процессе прямых контактов с ЕС, вследствие недавнего охлаждения двустороннего диалога (IPN, 18 сентября 2018 г.), Демократическая партия использует введение европейского вектора в Конституцию в качестве источника своего ассоциирования с ЕС. Движущие властями мотивы использования этой темы разнообразны и связаны с самыми разными предвыборными аспектами.
Прежде всего, европейская интеграция складывается как из идей, так и из положительного опыта, с которым широкие слои общества автоматически и добровольно себя ассоциируют. Последние опросы показывают возрождение предрасположенности молдавских граждан к Европе (См. Таблицу ниже). Поэтому власти всего лишь пользуются бесплатным политическим благом, на котором другие партии не могут или не хотят зарабатывать себе капитал таким способом.
Таблица. Геополитические предпочтения населения, 2017–2018, %
|
За ЕС |
За Евразийский экономический союз |
Июнь 2018 |
46 |
36 |
Февраль 2018 |
43 |
42 |
Октябрь 2017 |
49 |
38 |
Март 2017 |
42 |
43 |
Источник: IRI.rg
Второй аспект вытекает из желания ДПМ сократить присутствие оппозиции, которой доверяет ЕС, в парламенте следующего созыва. Исходя из этих соображений, независимо от результатов референдума, который планирует власть, оппозиция рискует получить лобовой или фланговый удар. Но направление действий ДПМ будет зависеть от результатов толкования, данного Конституционным судом. Если КС позволит провести плебисцит в день выборов (IPN, 20 октября 2018 г.), вопреки действующему запрету в 60 дней до и после дня выборов, то власть сумеет навязать проевропейской оппозиции сложную ситуацию, содержащую в себе дилемму. С одной стороны, оппозиция будет осторожна с бойкотом плебисцита по примеру референдума об отставке Дорина Киртоакэ (в ноябре 2017 года), поскольку это может демобилизовать участие избирателей в выборах, которые пройдут одновременно с референдумом. А с другой стороны, лидеры оппозиции будут вынуждены выступать за активное участие в голосовании, что может косвенно способствовать успеху референдума. Тот же принцип будет действовать и в отношении пророссийских партий, за исключением того, что они будут призывать молдавских граждан голосовать против введения европейского вектора в Конституцию.
В третьих, не по своей воле, выступающие против нынешней власти партии вынуждены дистанцироваться от проевропейской риторики, которую силой присвоили себе ДПМ и её партнеры. Проевропейские политические силы и ранее не были способны поглотить весь проевропейский потенциал электората (IPN, 18 декабря 2017 года). Из-за действий Демпартии новые группы электората либо нейтрализуют свои геополитические предпочтения, либо будут воздерживаться от активной политики на том основании, что ни одна из партий не разделяет европейские устремления по-настоящему и в полном объёме. Пока не наблюдается признаков того, чтобы правящая партия могла передумать, хотя проевропейским симпатиям в обществе может быть причинён ущерб. Ведь первоочередным интересом Демрпартии является использовать все средства для того, чтобы удержаться у власти после 2019 года.
Дилемма непарламентской оппозиции
Ставшая более уязвимой в результате отказа от пересмотра Конституции, парламентская оппозиция не имеет реальных шансов остаться в большой политике после выборов, предстоящих в феврале 2019 года. В отличие от неё, непарламентская оппозиция имеет возможность воспользоваться отчаянием властей и слабостью ЛДПМ и ЛП, укрепив свои позиции.
Главная дилемма, которая будет стоять перед ПДС и Платформой DA в ближайшие месяцы, заключается в том, как отнестись к идее пересмотра Конституции: положительно, отрицательно или нейтрально.
Положительный вариант означал бы, что обе партии позиционируют себя благожелательно в отношении референдума, но чётко дистанцируются от любого будущего сотрудничества с ДПМ Владимира Плахотнюка. Ни ПДС, ни Платформа DA, не могли поставить условием изменения Конституции введение в неё румынского языка. Эти политформирования в настоящее время не заинтересованы в том, чтобы брать на себя унионистскую повестку дня, за которую борются как ЛДПМ, так и ЛП. Но Майя Санду и Андрей Нэстасе могут разработать другие условия, которые обеспечили бы им время и поле для манёвра, в том случае, если Конституционный суд утвердит совмещение парламентских выборов с конституционным референдумом.
В случае отрицательного варианта, действуя синхронно с ЛДПМ, обе непарламентские партии отказываются оказывать какую-либо поддержку потенциальному референдуму. При этом сценарии обе партии должны точно рассчитать, не ударят ли негативистская риторика или призывы к бойкоту по их собственному электорату, обеспечив ещё большее преимущество демократам с социалистами.
Казалось бы, оппозиционные силы также могут сделать выбор в пользу нейтрального подхода, но это будет означать, что ДПМ сможет манипулировать социально-политическим контекстом, не встречая какого-либо сопротивления со стороны настоящей оппозиции. Конечно, у оппозиции имеется много тем, которые она могла бы использовать для критики политики властей, но это подменит собой отсутствие публичных дискуссий о необходимости включения европейского вектора в Конституцию. Соответственно, демократы и социалисты окажутся практически единственными силами, участвующими в геополитических дебатах, которые высокоэффективны в рамках усилий по оказанию влияния на электоральное поведение молдавских граждан.
Вместо заключения…
За счёт политической игры вокруг референдума власти могут преуспеть в деле пересмотра Конституции и записать себе в актив важную политическую победу. Либо они, как минимум, воспользуются активной „геополитизацией” выборов, с учётом того, что социалистов и Игоря Додона подтолкнут к открытым нападкам на европейский вектор.
Оппозиции придётся принять на себя одну из ролей в рамках предстоящих дискуссий о пересмотре Конституции. В противном случае она рискует оказаться исключённой из публичного дискурса, который определит предвыборный расклад сил среди молдавских граждан.
Хотя проведение референдума в день выборов, кажется, противоречит действующему законодательству, Конституционный суд может снова предложить новаторские толкования, которые обеспечат властям новые рычаги. Потенциальный референдум может принести электоральные выгоды ДПМ, но, вместе с тем, увенчавшись успехом или потерпев неудачу, он может увеличить политизацию европейской повестки дня и ещё больше отдалить от нас структурные и устойчивые реформы.
IPN публикует в рубрике Op-Ed материалы авторов извне редакции. Высказанные ими мнения не обязательно совпадают с мнениями редакции.