logo

Непредвзятая трактовка предвыборной рекламы: ЛП. Серия аналитических материалов IPN. Выборы–2014


https://www.ipn.md/ru/nepredvzyataya-traktovka-predvybornoy-reklamy-lp-seriya-analiticheskikh-material-7978_1016740.html

Большинство политических конкурентов включились в кампанию к парламентским выборам 30 ноября посредством роликов на радио и телевидении, рекламных щитов, лозунгов и предвыборных плакатов. Реклама пристрастна по определению, но, при этом, во время предвыборной кампании она является той категорией информации, которую избиратели получают чаще всего. По этой причине IPN представляет серию аналитических материалов „Непредвзятая трактовка предвыборной рекламы”, посредством которой стремится внести вклад в развитие политической культуры, объективно анализируя все тонкости предвыборной рекламы. Конкуренты рассматриваются в порядке их расположения в избирательном бюллетене.
---

Расточительная партия

Либеральная партия является партией, которая так и не смогла реализовать тот потенциал, который ей предсказывали некоторые в 2007 году. В правоцентристском сегменте либералов вскоре потеснила ЛДПМ, в результате чего они были вынуждены ограничиться теми, кто, в своём большинстве, являлся электоратом ХДНП. Христианские демократы потеряли своих избирателей после того, как вступили в союз с ПКРМ, а при своём недавнем возвращении на политическую сцену Рошка объявил о новой идеологической ориентации формирования, в связи с чем либералы удержали свой прорумынский, консервативный и верный традициям электорат. Данный факт находится в явном противоречии с формальной идеологией партии, но эта деталь, похоже, беспокоит немногих. ЛП соответствует тому, чем была ХДНП, и на уровне избирателей, и на уровне поведения и проводимой политики, и по стилю взаимоотношений с другими партиями. Как и в случае коммунистов, у ЛП есть почти гарантированный, но ограниченный электорат. Колебания Михая Гимпу по поводу унионизма отталкивают многих избирателей: те, кто „за” – ими разочарованы, у тех, кто „против” – они вызывают отчуждение.

У Дорина Киртоакэ имелся потенциал для того, чтобы стать национальным лидером: во время акций протеста в апреле 2009 года демонстранты скандировали не „Урекяну” или „Филат”, а „Киртоакэ”. Это был гигантский потенциал, которым можно было воспользоваться, направив в нужное русло огромную социальную энергию, но у вице-председателя ЛП не оказалось желания или опыта, чтобы сделать необходимый шаг. В 2011 году он был переизбран на пост примара Кишинёва с минимальным перевесом, при открытой поддержке ЛДПМ и беспрецедентной мобилизации избирателей. Сегодня большинство из тех, кто тогда за него проголосовал, недовольны деятельностью Киртоакэ на посту столичного градоначальника. Тот факт, что на протяжении существования Альянса за европейскую интеграцию Михай Гимпу занимал пост исполняющего обязанности президента, на время несколько отодвинуло Киртоакэ в тень, и сегодня образ ЛП необратимо ассоциируется с Гимпу – персонажем, который в равной мере пользуется симпатией одних и антипатичен другим. Киртоакэ обладал бы потенциалом, чтобы привлечь новых сторонников, но личность Гимпу существенно ограничивает избирательную базу либералов.

Новая кампания, новый шанс

Когда либералы покинули правящую коалицию, в их адрес прозвучало много критики в связи с тем, что своим решением они поставили под угрозу европейский курс страны. Сегодня, однако, именно тот шаг обеспечивает им предвыборное преимущество: ЛП предстаёт в двойственной ипостаси – она была у власти и может похвастаться некоторыми достижениями; она была и в оппозиции и, следовательно, может позволить себе критиковать власти и дистанцироваться от их неудач. В русле месседжа, разделяемого большинством партий и направленного против ЛДПМ и ДПМ, характеризуемых как олигархические кланы, либералы имеют шанс привлечь голоса проевропейцев, уходящие от этих политформирований.

Первый шаг прост: меньше Гимпу и больше Киртоакэ, но Киртоакэ более сконцентрированного, более полезного, более организованного. Этот шаг был сделан лишь наполовину. Вторым шагом должно стать продвижение новой команды, молодёжи, которую люди ждут с 2007 года, и таких молодых людей, как Валериу Мунтяну или Ион Чобану. Граждане хотят видеть новых людей, компетентных и харизматичных, а не только молодых людей, которые кажутся своего рода мегафоном для ветеранов партии (Гимпу, Фусу, Шалару и т.д.). ЛП обещает изменения, но не выглядит современной партией. Ключевым словом здесь является „выглядит”. Независимо от того, каковы они изнутри, ДПМ и ЛДПМ проводят кампании, в ходе которых заявляют о себе в качестве современных, хорошо организованных партий с большими и компетентными командами. ЛП по-прежнему зависит от подверженного эмоциям выбора электората, который чаще голосует за лидеров и ценности, чем за команду и действия.

Слоган ЛП достаточно хорошо демонстрирует этот дефицит современности в облике партии: „С ЛП – в семью НАТО и ЕС!”. Слоган не плох и достаточно ясно выражает цели партии, в том числе ту, которая не пользуется такой популярностью, как европейская интеграция: вступление в НАТО. Это геополитической выбор, у которого в Молдове есть ограниченное число сторонников, но из-за того, что за него выступают немногие из партий, либералы решили занять эту свободную нишу и использовать её потенциал. Тем не менее, слоган, содержащий намёк на 90-е годы и рифму ЛП – ЕС, которую мог бы придумать и школьник, не производит впечатления, что над ним проводилась работа. Если говорить о примарах, претендующих на высшие государственные должности, то лозунг Клауса Йоханниса „Румыния хорошо выполненной работы” является хорошим, выделяющимся, серьёзно звучащим слоганом, который запоминается и остаётся в памяти и после выборов.

Принципы и ценности

Первый ролик открывается лекцией о ЛП: „Либеральная партия является подлинно либеральной партией. Либеральная партия основана на принципах национальной идентичности, свободы и достоинства, ответственности, честности и толерантности, рыночной экономики и верховенства закона”. Упоминание о „подлинно либеральной партии” интересно тем, что, как уже было сказано, в ЛП заметен сильный акцент на традиционализм и консерватизм. Этот намёк адресован, скорее всего, либерал-реформаторам, которые, по мнению ЛП, не являются „подлинно либеральной партией”. У такого перечисления принципов есть две стороны медали: с одной из них, его можно приветствовать в силу его, в некотором роде, просветительского характера – тем более, что толерантность есть тот принцип, с которым у некоторых более правых избирателей ЛП имеются проблемы; с другой стороны, эта половина ролика не захватывает внимание зрителя, ей не хватает мощи и креативности. Видеоряд не производит особого впечатления: в основном это сцены, снятые на партийных собраниях. Корина Фусу также заверяет зрителя, что „ЛП обеспечит мир, безопасность и благополучие путём евроинтеграции и вступления в НАТО”. Одновременно на экране появляется изображение Народного дома или Дворца Парламента в Бухаресте – „подарок” для поддерживающих партию унионистов. Либералы не упускают случая напомнить о военных агрессиях России и СССР, показывая нам российские танки и Дорина Киртоакэ у памятника жертвам советских депортаций, в то время как Корина Фусу говорит о „достойной жизни без страхов и репрессий”.

Война и мир, бедность и благополучие

Второй ролик начинается неожиданно: мы видим детей, играющих с гранатой возле развалин, издалека доносится канонада. Этот образ шокирует и призван вызвать у зрителя беспокойство, но драматический потенциал быстро исчерпывается самым банальным образом: переходом к контрастирующей сцене, в которой дети играют с мячом в залитом солнцем дворе. Сцена сопровождается надписью "Нет – русской оккупации, да – румынской свободе”. Созданное в данном ролике противопоставление привлечёт лишь тех избирателей, которые уже разделяют эту позицию, а его просветительская задача – показать избирателям, что такое Россия и чем является Румыния – не работает из-за грубой простоты ролика. В заключительной части ролика появляется и Михай Гимпу, который будто пытается убедить тех, кто всё ещё сомневается: „Какую жизнь ты выбираешь для своих детей? ”. Зрителя заставляют стать участником ролика: эти дети могут быть его детьми. Быть может, если бы используемый либералами контраст между миром и войной не был полностью наложен на противопоставление России и Румынии, он оказал бы большее электоральное воздействие, особенно на тех, кто более не отождествляет себя с этими ценностями. Гимпу не забывает о соответствующей рифме (рифмы, по-видимому, являются столпом кампании ЛП): „Вместе, с достоинством – к единству!”.

Действие третьего ролика протекает по схожему сценарию: сначала мы видим семью, живущую в крайней нищете, и голодных детей, жадно вгрызающихся в хлеб – „нет коммунистической бедности”, сообщает нам подпись. Затем перед нами предстаёт семья, сидящая за полным блюд, но не богатым столом – „да либеральному благосостоянию”. Как и в первом случае, используемая схема весьма упрощённа. Единственное преимущество этого ролика в том, что в финале вместо Гимпу выступает Дорин Киртоакэ, но примар также оказывается поклонником рифм: „с ЛП у власти – порядок и благосостояние”.

Четвёртый ролик практически идентичен второму, за исключением того, что противопоставление „оккупация – свобода” заменено на „унижение –достоинство”, в остальном там снова дети и война, даже рифму Гимпу декламирует ту же.

В целом кампания ЛП разочаровывает не потому, что она так уж плоха – она упрощённа, но не у всех партий есть возможность тратить миллионы на разработку кампании, и либералы, в любом случае, справились лучше других партий – а потому, что она не использует потенциал роста за счёт бывших и, возможно, будущих партнёров по коалиции. В то же время либералы не упоминают в своих роликов о сделанном Киртоакэ в примэрии. Это странное решение, потому что, хотя имидж примара в Кишинёве и стал весьма сомнителен, ЛП нуждается и в голосах тех, кто проживает за пределами столицы и, возможно, с меньшим вниманием следят за приходящими оттуда новостями. Для этих избирателей из районов стоило бы снять ролик, в котором либералы хвалились бы своими достижениями в примэрии.

Примечание: Данный анализ затрагивает исключительно рекламу участников предвыборной кампании и не ставит своей целью дать оценку их качеству. У плохого продукта может быть хорошая реклама, и наоборот. Так же, как и хороший продукт может иметь хорошую рекламу. Ранее Агентство IPN проанализировало предвыборную рекламу Демократической партии в материале, опубликованном 6 ноября, Христианско-демократической народной партии – 7 ноября, Либерал-демократической партии – 10 ноября, Либерал-реформаторской партии – 11 ноября, партии „Сила народа” – 12 ноября и партии „Народное движение против мафии” – 13 ноября, и Национал-либеральной партии – 17 ноября и Партии социалистов – 18 ноября и Народной партии – 19 ноября и Партии коммунистов – 21 ноября.

Еуджен Муравски, IPN