Национальный банк, обязательные резервы и дефляция в июне. Экономический комментарий Info-Prim Neo
https://www.ipn.md/ru/natsionalnyy-bank-obyazatelnye-rezervy-i-deflyatsiya-v-iyune-ekonomicheskiy-komm-7966_970554.html
Дефляция 1,1 процента в июне подтверждает, по всей видимости, тот факт, что в аграрной стране, какой является Республика Молдова, инфляция зависит в большей степени от цен на продукты питания, которые занимают значительную долю в формуле расчетов показателя потребительской цены, и в меньшей степени от денежного фактора. Понижение в среднем на 3,5 процента цен на продукты питания, вследствие удешевления свежих овощей на 26,4% и на 30% раннего картофеля умерило инфляцию, которая после пяти месяцев приблизилась к цели, поставленной на нынешний год.
В шестой раз за последние 15 лет регистрируется негативный уровень инфляции уже в первый летний месяц и самое значительное падение показателя инфляции после дефляции июня 2002 года в 3,4 процента. Что последует? Повторится ли ситуация лета 2001-2002 годов, когда в течение трех месяцев подряд наблюдалась дефляция? Или 2005 года, когда был отмечен рост около „нуля” в августе? Откажутся ли от изменения цели уровня инфляции Правительство и НБМ, которые после роста в 7,4 процента за первые пять месяцев начали говорить о том, что более реальный уровень - 12%? Отступится ли Национальный банк и снизит ли норму обязательных резервов, если после дефляции в июне последует негативный уровень инфляции в последующие месяцы?
Ясно, что снижение показателя инфляции в первый летний меся не является результатом решения НБМ, принятого в мае о постепенном повышении на 6.0 процентных пункта (до 22%) нормы обязательных резервов, образованных, как из средств привлеченных банками в молдавских леях и неконвертируемой валюте, так и из средств привлеченных в свободно конвертируемой валюте. Первый этап резервирования на уровне 20%, банки должны были пройти с 21 июня по 5 июля. Маловероятно ожидать немедленного эффекта, пусть даже и после вывода из оборота нескольких сот миллионов леев и валюты.
В своем выступлении на пресс-конференции по случаю 100 дней правления, премьер Зинаида Гречаная заявила, что увеличение базисной ставки и норм обязательных резервов НБМ „умерили темпы кредитования национальной экономики и дали возможность изъять из денежного оборота избыток ликвидности, который представлял собой основные источники инфляционного давления”. Первые признаки успеха принятых политик уже ощущаются, в июне зарегистрирована дефляция на 1,1 процента, отметила премьер - министр.
Правда, что после решения Национального банка большинство банков перестали давать кредиты или значительно снизили кредитование, за исключением, возможно, некоторых банков с иностранным капиталом. Снижение на 15,4% суммы банковских кредитов в мае было лишь первым сигналом. Данные на июнь еще не обнародованы, но многие экономисты ожидают значительно большего сокращения. Не исключено, однако, что сохранение тенденции уменьшения кредитования экономики может иметь более серьезные последствия для роста и развития экономики, чем предполагается.
Замедление темпов кредитования экономики, положительный момент в борьбе с инфляцией. Это исходит из выступления премьера, которая сказала также, что „Тенденции роста прямых иностранных инвестиций будут еще в большей степени проявляться в оставшийся период года ”, рост, который в то же время оказывает давление на инфляцию. Также как и увеличение заработной платы выше уровня экономического роста.
Стали ощущаться и результаты стерилизации избытка ликвидности, проведенной Нацбанком в большем объеме в июне, по сравнению с предыдущим месяцем. Среднесуточное сальдо достигло 1 327,5 миллиона леев, по сравнению с 1 130,9 миллиона леев в мае. Но и цены были больше – средняя номинальная ставка по сделкам достигла 18,25 процента.
Занятый приостановлением инфляции НБМ, видимо и не пытается вмешаться в замедление укрепления лея относительно доллара США. ”Мы принимаем меры только тогда, когда происходит резкое отклонение обменного курса”, заявлял ранние президент НБМ Леонид Талмач, давая понять, что этот момент еще не наступил.
Снижение доли инфляции делает возможным, однако, дальнейшее укрепление обменного курса лей/доллар, считают некоторые эксперты.
Экспортеры и те, кто получает валюту из-за рубежа, с беспокойством следят за укреплением национальной валюты, которая с начала года „выиграла” в номинале около 13 процентов. Официальный курс достиг 9,8218 лея на доллар, 14 июля, с 11,3192 лея/USD на начало года, а экономисты и банкиры настроены крайне скептически в том, что касается немедленной перспективы, предрекая котировку до 8,50 на конец года. Любой прогноз относителен на фоне сильного давления, вызванного падением доллара относительно других валют, продолжающимся ростом валютных трансфертов в страну от граждан РМ из-за рубежа, растущим объемом прямых инвестиций и внешнего долга.
Независимо от тог, что предпримет Нацбанк, давление извне будет сохраняться и усиливаться по мере обесценивания доллара и роста цен на топливо и продукты питания. Кроме того, сильный лей и слабый доллар вынуждают людей, получающих доллары менять их на леи, чтобы размещать в депозитах по процентной ставке почти двойной по сравнению с экономиками в иностранной валюте и таким образом влиять на соотношение лей/доллар. И НБМ констатирует, что один из факторов, ведущих к укреплению национальной валюты, это „рост предложения валюты в результате увеличения депозитов в молдавских леях, обусловленный частичным конвертированием средств в иностранной валюте в национальную валюту”.
Однако те, кто отправляет деньги домой, и те, кто живет в Молдове на эти средства, теряют в двойне, в первую очередь, потому что валюта конвертируется в леи по ставкам, которые постоянно снижаются, а во-вторых, на леи приобретают импортные товары, цены которых не были пересчитаны после снижения обменного курса. По оценкам некоторых экспертов „налог”, который платили граждане, переводящие доллары в страну превышает 20 миллионов долларов с начала года. Продукция экспортеров становится все более неконкурентоспособной, поскольку укрепление национальной валюты прямо бьет по производственным ценам. Выигрывают импортеры, которые, по мнению некоторых экономистов, получают сверхприбыли от разницы в курсах в результате укрепления лея. За пять месяцев объем импорта превысил более чем в три раза объем экспорта, а уровень покрытия импорта поставками на внутренний рынок снижается и приближается к 30 процентам.
Главная цель НБМ, согласно закону – снижение инфляции и НБМ прилагает большие усилия для замедления темпов роста цен, в условиях, в которых давление извне становится все более сильным.
Однако, по всей видимости, и дальнейшее укрепление лея может стать столь же опасным для экономики иметь тяжелые последствия в будущем, которые усугубятся сокращением кредитования. Предпримет ли Национальный банк меры для стабилизации курса лей/доллар после дефляции в июне и для ожидаемого снижения показателя инфляции в последующие месяцы? Или же подчинится прогнозам, согласно которым в случае если интервенции Банка не будет, курс может опуститься до 7 леев за доллар? Многое будет зависеть от мер, которые предпримет Национальный банк.
Между тем, некоторые обменные кассы покупают в ночное время доллар по курсу 9,10-9,20 леев за доллар.