logo

Наиболее часто нарушается право на свободу передвижения в Зоне безопасности


https://www.ipn.md/ru/naibolee-chasto-narushaetsya-pravo-na-svobodu-peredvizheniya-v-zone-bezopasnosti-7967_1076816.html

Право на свободу передвижения в Зоне безопасности нарушается наиболее часто. Несмотря на игнорирование незаконного размещения приднестровской администрацией контрольных постов в Зоне безопасности и незаконной проверки документов у всех, кто пересекает административную линию, случаи отказа во въезде в регион и, с недавних пор, в выезде за пределы региона являются частым явлением и, в основном, остаются незадокументированными. Таковы результаты исследования, проведённого по заказу Ассоциации Promo-LEX. Драматический регресс в этом плане, зафиксированный в 2020 году, является беспрецедентным и показывает, кто в реальности контролирует ситуацию в Зоне безопасности, отмечают авторы.

Согласно результатам исследования, решение администрации региона ограничить движение через административную линию в марте 2020 года, под предлогом антипандемических мер, затронуло сотни тысяч людей на обоих берегах Днестра и ознаменовалось размещением в Зоне безопасности 37 дополнительных контрольных постов. Был создан опасный прецедент, когда Тирасполь навязал, а Кишинёв принял новые правила в Зоне безопасности. По мнению Promo-LEX, хуже всего то, что в результате этого шага Тирасполь присвоил себе право менять эти правила в дальнейшем, с чем конституционные власти Республики Молдова также молчаливо согласились.

На пресс-конференции в IPN исполнительный директор Promo-LEX Ион Маноле заявил, что не было зафиксировано прецедентов, когда новый пост, не убранный (по причине напряжённости в прилегающей к нему зоне и из-за вмешательства Объединённой контрольной комиссии) в течение первых суток, был бы убран впоследствии. Будучи установлены и введены в эксплуатацию, контрольные посты остаются на своих местах, действуют и де-факто осуществляют функции контроля и ограничения передвижения людей и товаров. По словам Маноле, реальное количество установленных постов неизвестно.

Исследование показывает, что свобода передвижения значительно сократилась, это привело и к обновлению инфраструктуры постов, начиная с 2003 года, когда в рамках так называемого „министерства внутренних дел” была создана „миграционная служба”, одновременно был введён и „миграционный сбор”, а для его взимания и учёта людских потоков персонал контрольных постов пополнился сотрудниками новой службы. Спустя почти десять лет тогдашний лидер региона Евгений Шевчук отменил „миграционный сбор”, а его преемник, нынешний лидер Вадим Красносельский, отозвал сотрудников службы с контрольных постов в 2018 году.

Местный советник Юрие Коцофан рассказал, что он родился в приднестровском регионе. По его словам, права человека нарушаются не только в Зоне безопасности, но и по всей территории региона. В частности, в Зоне безопасности хорошо заметно то, как приднестровская администрация „мстит” ветеранам войны на Днестре и лицам, обращающимся в конституционные учреждения с целью добиться справедливости или защитить других людей. По словам Юрие Коцофана, только в его случае, начиная с 1993 года, было допущено не менее 14 грубых нарушений. Мужчина утверждает, что его неоднократно и под разными предлогами задерживали и похищали структуры с левого берега Днестра. Также на него налагали штрафы, у него конфисковывали товары и т. д.

По мнению Promo-LEX, правительству следует инициировать консультации с Евросоюзом и странами-членами ЕС о повторном введении персональных санкций в отношении тираспольских деятелей, ответственных за ограничение права на свободу передвижения, за неправомерные аресты и случаи содержания под стражей, за преследования политических оппонентов и гражданских активистов и за другие вопиющие нарушения прав человека в регионе, в том числе в Зоне безопасности. Этот шаг имеет ключевое значение для того, чтобы положить конец безнаказанности на территории, находящейся вне контроля конституционных властей Республики Молдова.

Пресс-конференция является частью цикла пресс-конференций, предусмотренный проектом „Образ несправедливости мультимедийными средствами”. Агентство IPN не берёт на себя право решать, находится ли справедливость на стороне организаторов пресс-конференций в рамках тех дел, о которых они расскажут, это исключительная прерогатива правосудия, но чрезмерно долгий срок рассмотрения этих дел, гораздо более долгий, чем это предусмотрено законодательством, можно считать актом очевидной несправедливости и судебного произвола. Информационное агентство IPN не несёт ответственности за публичные заявления, сделанные организаторами пресс-конференций в публичном пространстве.