logo

На 24-летие независимости у страны нет своего проекта. Цикл IPN


https://www.ipn.md/ru/na-24-letie-nezavisimosti-u-strany-net-svoego-proekta-tsikl-7978_1022171.html

В какой точке своего экономического, социального и политического развития находится Республика Молдова к своему 24-летию независимости? Процесс развития является естественным, запаздывает, или опережает события? Какие уроки выучены, а какие предстоит выучить? И какова ближайшая и отдаленная перспектива молдавского общества, в особенности в области европейской интеграции? На эти вопросы попыталось ответить Информационное агентство IPN в рамках цикла материалов на тему: „Молдова в 24 года: Кто мы такие? Куда мы идем?”, обратившись за мнениями к экспертам в различных областях.
---

Социолог Виталие Спрынчанэ говорит, что Республика Молдова находится в очень запутанной ситуации. „Я как-то отказываюсь использовать понятие переходный период. Этот термин позиционирует Молдову на некоем пути, откуда отправляется и куда приходит, но я не думаю, что сегодня можно говорить о точке, к которой мы хотим прийти. С социальной точки зрения, мы находимся на пути построения системы, которая исключает часть граждан и дает привилегии другим, я имею в виду неравномерное распределение, неравный доступ к ресурсам, богатствам, знаниям, культуре. Мы на пути закрепления очень несправедливой системы, социально-экономической, незаконной системы”, - говорит Виталие Спрынчанэ.

Политически так же, мы имеем систему, в которой большая часть граждан не имеет права голоса, и не может повлиять на то, что происходит. „Здесь речь идет и о захваченном мощными экономическими интересами государстве, и о действующей политической системе, в которой, например, гражданское общество имеет только совещательный голос и не имеет реальное значение, и есть достаточно институциональных механизмов, которые не позволяют маленькому человеку повлиять на политическую жизнь”,- считает социолог.

Процесс развития страны протекает довольно естественно, если учитывать наши текущие реалии и если не сравнивать себя со странами Европы или с США, утверждает эксперт. Это естественный процесс, потому что вытекает из конфигурации политических и экономических сил. В государстве, в котором есть мощные политико-экономические группы, которых мы называем олигархами и которые подчинили себе государство, развитие не является приоритетом. „Со слабо развитым гражданским обществом, зависящем от внешнего финансирования для существования, захваченным государством и слабым обществом не вижу, как можно быть в другом месте”,- отмечает Виталие Спрынчанэ.

Первый урок, которого должно усвоить молдавское общество в том, что любое движение к лучшему идет изнутри. Ожидания того, что кто-то придет, чтобы сделать уроки для нас, являются ложными. „Частично мы усвоили этот урок, но боимся сказать это вслух. Внешние игроки имеют свои интересы, а мы, изнутри, являемся единственными, которые на самом деле заинтересованы в развитии страны”, - уточнил социолог.

Второй урок в том, что нужно привлечь всех членов общества в этот процесс развития, неправильно исключать унионистов или тех, кто хочет с Россией из этого процесса. Исключение большой категории людей из этого процесса ни к чему хорошему не приводит. Как только исключаем часть общества, тут же создаем непонимание и даже оппозицию. „Как в футболе, если кто-то не играет, то и команда слаба”,- сказал социолог.

Что касается ближайшей и далекой перспективы страны, Виталие Спрынчанэ говорит, что у страны нет своего проекта, который был бы нацелен на изменение общества, а не только учитывал направление - на восток или на запад. Существующий до сих пор проект страны пугает своей примитивностью: или делаем объединение, или интернируемся в ЕС, или вступаем в Таможенный союз Россия-Беларусь-Казахстан и др. У нас нет комплексного проекта, который включал бы реформы. „Я думаю, если бы мы открыто обсуждали проект страны, то возможно медленно привлекли бы большие группы в процесс преобразований и может за 20 лет что-то изменилось бы радикально. Но наш политический класс, не думаю, что может генерировать жизнеспособные проекты страны. Я думаю, что они в состоянии что-то изменить, только если будут иметь прибыль от этого. Мы уже видели, насколько они изобретательны в создании мошеннических схем, хищении денежных средств. Наш политический класс не без талантов, только это преступные таланты”, - подчеркнул социолог.

Виталие Спрынчанэ говорит, что никогда не думал, что перспективы европейской интеграции Республики Молдова были очень близки и очень реальные. Европейская интеграция представлена молдавскому обществу как очень упрощенный проект – это единственное спасение. Если подойти к европейской интеграции только с такой позиции, мы можем сильно разочароваться того, когда это произойдет, говорит социолог. Проблема не в интеграции, а в том, чего мы хотим, в том смысле, что мы хотим строительство нового справедливого общества, или, просто, мы интернируемся ради интеграции, или как бедная периферия, чтобы получать деньги и нерационально их тратить.

Марьяна Галбен, IPN