logo

Молдова между Европейским и Евразийским союзами: опросы и тенденции


https://www.ipn.md/ru/moldova-mezhdu-evropeyskim-i-evraziyskim-soyuzami-oprosy-i-tendentsii-7978_1027092.html

 

 


Опросы подтверждают, что ЕС имеет низкую популярность среди молдаван, меньшую, нежели популярность, которой пользуются евразийские инициативы России... Срочно необходима коммуникационная стратегия для лучшей координации деятельности по информированию и поддержанию позитивного имиджа ЕС, которая в полной мере отражала бы важный вклад государств-членов ЕС и Евросоюза в целом в модернизацию Молдовы. В то же время, средства массовой информации и гражданское общество должны уделять больше внимания темам, связанным с евразийскими интеграционными процессами, о которых молдавские граждане знают очень мало или вообще ничего...”

 

Дионис Ченуша
 

 

Проевропейские настроения в обществе остаются на низком уровне, в то время как проевразийские симпатии сохраняют более сильные позиции. Эту тенденцию демонстрируют последние опросы общественного мнения, представленные Международным республиканским институтом (МРИ) и кишинёвским Институтом публичных политик (ИПП).

Упадок проевропейских устремлений особенно заметен, если сравнить нынешнюю долю настроений про-ЕС (35-40%, согласно ИПП) с долей, существовавшей во времена правительств, считавшихся не-проевропейскими, когда она превышала 70%. Таким образом, речь идёт о разнице примерно в 30% между выражаемой сегодня поддержкой Евросоюза и той, что наблюдалась в период 2003 – июль 2009 гг., когда страной управляла Партия коммунистов.

Критика европейских чиновников в адрес кишинёвских властей и требовательность к ним усилились после того, как стало известно о мошенничестве, имевшем место в банковской системе (декабрь 2014 года), что частично закрыло прорехи в имидже Евросоюза. Активизация Представительства Европейского союза в Молдове, в частности, публичные выступления Пиркки Тапиолы, уравновесила негативные тенденции, повлиявшие на отношение молдавских граждан к Европе.

Совместные усилия европейцев принесли определённые, хотя и ограниченные, результаты в плане улучшения восприятия Евросоюза в обществе. Тем не менее, в то время как опрос МРИ от марта 2016 года свидетельствует об улучшении ситуации в пользу ЕС, представленный ИПП в мае опрос указывает на спад проевропейских настроений в обществе.

ЕС против Евразийского союза в опросах

В целом, оба анализируемых опроса показывают, что проевропейские устремления застопорились и держатся на уровне ниже 50% (см. Таблицу 1). В то же время, геополитические предпочтения молдаван остаются практически неизменными и более позитивными в отношении Евразийского экономического союза (Евразийского союза)/Таможенного союза.

Колебания в отношении публики к европейской интеграции и ЕС показывают, что эти темы находятся в постоянном и динамическом процессе общественного обсуждения. Сохранение на неизменном или благоприятствующем уровне проевразийских симпатий скорее указывает на отсутствие обсуждения этой темы в обществе. Частично распределение среди граждан геополитических предпочтений в пользу Евразийского союза и в ущерб ЕС объясняется абсолютизацией критики (как обоснованной, так и безосновательной) в адрес Евросоюза, озвучиваемой и местными политическими деятелями, и теми, кто являются выходцами из политико-медийного пространства, координационный центр которого находится в Москве.

Таблица 1. Распределение симпатий про-ЕС и про- Евразийский союз/Таможенный союз: Вхождение в ЕС или в Евразийский союз?, %

 

Европейский союз

Евразийский союз / Таможенный союз

МРИ

Март 2016

43

44

Октябрь 2015

38

45

ИПП

Апрель 2016

35,6

46,8

Ноябрь 2015

39

42

МРИ – 11-25 марта 2016, погрешность +/- 2,8%; ИПП – 16-23 апреля, погрешность +/- 2,9%

Противоречия между опросами

Вызывает определённое недоумение тот факт, что из двух опросов, проведённых с интервалом почти в три недели, первый (МРИ) показывает, что европейский вектор снова набирает силу, а второй (ИПП), напротив, свидетельствует об его снижении. Возможно, замеченный в марте опросом МРИ рост (+5% по сравнению с октябрем 2015 года) можно объяснить проведением второго Совета ассоциации Молдова-ЕС в Брюсселе (14 марта). По этому случаю власти попытались повысить свою легитимность и продемонстрировать общественности, что они близки к выходу из внешней изоляции. С другой стороны, ЕС показал, что он держит руку на пульсе и, как никогда ранее, настаивает на ряде условий в своих отношениях с Кишинёвом. К этому добавилась и повышенная заметность европейских деятелей (в частности – депутатов Европарламента от Румынии), которые способствовали частичному восстановлению имиджа Евросоюза, всё ещё обвиняемого многими представителями молдавской оппозиции в поддержке коррумпированного и подчинённого олигархам правительства.

Но остаётся неясным снижение проевропейских симпатий (-3,4% по сравнению с ноябрем 2015 года), выявленное опросом ИПП, который был проведён в апреле (спустя около трёх недель после опроса МРИ). Напротив, в этот период Пиркка Тапиола сделал ряд значимых заявлений (Дело примара Тараклии), которые улучшили имидж ЕС в глазах молдавских граждан, а не наоборот. Из этих замечаний следует, что опрос МРИ имеет большую точность в плане динамики восприятия Евросоюза в обществе, чем опрос ИПП. Но оба опроса совпадают в том, что ими выявлена низкая популярность ЕС, не претерпевшая серьёзных изменений, хотя ныне Брюссель связан с Кишинёвом более прочными обязательствами, чем ранее (до подписания Соглашения об ассоциации).

Застой, регресс или возрождение проевропейских симпатий?

Результаты двух опросов порождают некоторую путаницу в отношении реальной динамики проевропейских симпатий. Но ни один из них: ни более позитивный (МРИ), ни самый негативный (ИПП), не ошибается, констатируя низкую популярность Евросоюза.

Эти данные также показывают, с одной стороны, что положительное восприятие ЕС/европейской интеграции обладает потенциалом роста (опрос МРИ) даже в неблагоприятных условиях антиевропейской пропаганды российского или отечественного производства. То есть возрождение европейских устремлений является делом осуществимым. А привлечение европейских деятелей к мониторингу и критике действий/бездействия властей играет положительную роль (в числе основных критиков – Пиркка Тапиола, депутаты Европарламента Зигфрид Мурешан и Анди Кристя, комиссар ЕС Йоханнес Хан). Аналогичным образом, улучшение имиджа ЕС может быть результатом того, что и Брюссель, и правящие партии отказались от ярлыка „проевропейская власть”, широко использовавшегося в период с июля 2009 по 2015 год. Отказ от этой практики должен быть окончательным. Ведь следует учитывать степень выполнения обязательств перед ЕС, предусмотренных Соглашением об ассоциации, а ни в коем случае не интенсивность проевропейской риторики.

С другой стороны, результаты опроса (ИПП) вызывают озабоченность по поводу устойчивости проевропейских настроений. Учитывая тот факт, что евразийский вектор поддерживает большое число молдавских граждан.

Почему проевразийские настроения не идут на спад?

Проевразийские настроения в моде, хотя для этого энтузиазма нет никаких положительных предпосылок, за исключением бессодержательных аргументов главных пропагандистов Евразийского союза в Молдове – Партии социалистов. Основной используемый ими аргумент состоит в том, что евразийский вектор выгоден для внешней торговли, поскольку он откроет российский рынок для молдавской продукции. В реальности все страны-члены Таможенного союза имеют дефицит торгового баланса с Россией, которой Евразийский союз действительно выгоден (Таблица 2). Очевидно, что российский экспорт в основном состоит из углеводородов, чем, в некоторой степени, и объясняется дефицит торгового баланса. Тем не менее, формирование Евразийского союза, а до этого – присутствие в составе Таможенного союза, должны были способствовать уравновешиванию торговли Беларуси и Казахстана с Россией, но этого не произошло.

Таблица 2. Торговля стран Евразийского союза с Россией, USD

 

Россия - Беларусь

 

Россия - Казахстан

Россия - Армения

Россия -Кыргызстан

2013

2014

2013

2014

2013

2014

2013

2014

Экспорт

16,8 млрд.

16,5 млрд.

17,2 млрд.

13,8 млрд.

468,4 млн.

534,8 млн.

2,03 млрд.

1,7 млрд.

Импорт

13,9 млрд.

12,3 млрд.

5,6 млрд.

7,1 млрд.

352,3 млн.

314,1 млн.

110,1 млн.

70,9 млн.

Источник: UN Comtrade, без данных за 2015 г.; Армения присоединилась к Евразийскому союзу в январе 2015 года; в августе 2015 года присоединился и Кыргызстан.

Более того, двусторонние отношения между Россией и другими странами Союза за последние несколько лет ухудшились, за исключением Кыргызстана. В отношении Беларуси российские власти вели различные торговые войны. Казахстан пересматривает свою позицию в отношении русского языка и традиционно ассоциируемых с Россией символов, относящихся к советскому периоду, особенно после событий на Украине. Общественное мнение в Армении выражает недовольство причастностью России к местным коррупционным скандалам и расширением её монополии (посредством Газпрома и других компаний) в энергетическом секторе страны.

Такой конфликтный контекст, существующий в Евразийском союзе и в большинстве случаев вызванный Россией, молдавские граждане должны интерпретировать соответствующим образом. А они проявляют высокую степень снисходительности или невежества в отношении действий России, неизменно поддерживая евразийский вектор. Эта солидарность с российскими евразийскими проектами объясняется циркулярной миграцией молдавских граждан в Россию. Тем самым, около 500 тысяч граждан Молдовы становятся добровольными „послами” российского дела, в том числе – и в плане расширения Евразийского союза на запад. Кроме того, проевразийские настроения объясняются более высокой поддержкой, исходящей из сельских районов Молдовы, где европейская повестка дня уступает свои позиции в конкуренции со стереотипами о России как идеальном рынке для беспрепятственной реализации молдавской продукции.

Российская пропаганда является ещё одним ключевым фактором. В конечном итоге, независимо от торговых санкций, используемых Москвой против молдавских производителей, и агрессивной российской риторики в связи с углублением диалога ЕС–Молдова, у евразийских идей в стране имеется много сторонников.

Вместо заключения...

Опросы подтверждают, что ЕС имеет низкую популярность среди молдаван, меньшую, нежели популярность, которой пользуются евразийские инициативы России. Причины этих геополитических предпочтений многообразны и зависят от коммуникационных возможностей ЕС, имиджа России и Евросоюза в Молдове, а также от молдавских политических реалий.

Сохраняются риски, связанные с хрупкой устойчивостью проевропейских симпатий, к чему ЕС должен отнестись более серьёзно. Срочно необходима коммуникационная стратегия для лучшей координации деятельности по информированию и поддержанию позитивного имиджа ЕС, которая в полной мере отражала бы важный вклад государств-членов ЕС и Евросоюза в целом в модернизацию Молдовы. В то же время, средства массовой информации и гражданское общество должны уделять больше внимания темам, связанным с евразийскими интеграционными процессами, о которых молдавские граждане знают очень мало или вообще ничего. Именно из-за отсутствия объективного публичного обсуждения Евразийского союза социалистам и другим политическим силам, а также проводникам российской пропаганды удаётся расширять своё влияние, вербуя новых сторонников евразийских идей.

 
Дионис Ченуша

 


IPN публикует в рубрике Op-Ed материалы авторов извне редакции. Высказанные ими мнения не обязательно совпадают с мнениями редакции.