Молдова, без внутренних врагов
https://www.ipn.md/ru/moldova-bez-vnutrennikh-vragov-7965_991854.html
[Анализ Info-Prim Neo в начале цикла „МОЛДОВА - 20! ЧТО ДАЛЬШЕ?”]
Нынешний Парламент Республики Молдова должен узаконить конституционным путем европейскую интеграцию в качестве вектора развития страны. Данное конституционное положение предназначено для того, чтобы сделать необратимым процесс модернизации страны, утихомирить политические страсти, готовые перелиться через край, с непредвиденными последствиями, восстановить в молдавском обществе атмосферу спокойствия и общественной терпимости. Нынешний Парламент Республики Молдова должен и может выполнить соответствующую, действительно историческую миссию, которую можно сравнить по своей значимости только лишь с подписанием 20 лет назад Декларации о Независимости. В противном случае, нынешний Парламент, в сегодняшней политической конъюнктуре, не имеет других шансов войти в историю, кроме как сварливый и переходный, упустивший немало возможностей и погубивший немало надежд. Эти определения относятся в равной мере как к находящимся у власти парламентским партиям, так и к оппозиционной партии, которая хочет доказать, что она заслуживает вернуться к власти.
[Как оказаться европейской интеграции под защитой Конституции?]
Возможной подходящей формулировкой для включения в текст Конституции может быть следующая: {„Республика Молдова провозглашает курс на европейскую интеграцию”}. Это была бы формулировка в духе нынешней Конституции страны, а также всеобщего конституционного процесса, провозглашающего больше всего цели, чем реалии. К примеру:
- Республика Молдова - суверенное и независимое, единое и неделимое государство;
- Республика Молдова – демократическое правовое государство, в котором достоинство человека, его права и свободы, свободное развитие человеческой личности, справедливость и политический плюрализм являются высшими ценностями и гарантируются;
- Республика Молдова провозглашает свой постоянный нейтралитет…
Конституции или уже другому исходящему из конституционных положений законодательному акту предстоит зафиксировать механизмы реализации данной цели, возможно, в следующем виде: „Республика Молдова провозглашает курс на европейскую интеграцию {и принимает на себя обязательства выполнить все условия для получения статуса члена ЕС к две тысячи… году.”}.
Конкретный срок предстоит еще определить, но он должен быть зафиксирован по принципу, в соответствии с которым ни одному человеку не дано прожить две жизни или каждый человек имеет право на достойную жизнь на протяжении своей жизни (а не после). Возможно, данный срок может быть 2020 год и это будет реальным сроком, если считать действительными утверждения предыдущих и нынешних властей о том, что многое уже сделано в данном направлении. Конкретный срок необходим для того, чтобы отдельным политикам или властям не пришло в голову имитировать или сбавить темпы процесса, а уж тем более повернуть в другое направление. Речь не идет о ситуации, аналогичной той цели, которая была сформулирована в одной из советских конституций, в соответствии с которой после 1980 года нам предстояло жить при коммунизме. При коммунизме никому не пришлось жить, а это значит, что это была утопией, нереальной целью, зато в ЕС проживают миллионы людей, которые в действительности ведут достойный образ жизни.
Формулировка „выполнить все условия” необходима для того, чтобы вывести вне закона возможные отговорки, в соответствии с которыми усилия напрасны, так как окончательное решение о вступлении в ЕС принимают страны, уже являющимися членами ЕС, а не Республика Молдова. Или при той возможной ситуации, когда страны-члены не пожелают более в определенный момент расширить свои границы. „Выполнение всех условий” означает фактически европейские условия жизни для населения страны и тогда наличие или отсутствие статуса члена ЕС очень условное. Швейцария не является членом ЕС, однако проживающие там люди живут так, как проживают в том числе потому, что руководствуются близкими к европейским правилами и законами. В сущности, смысл включения данного положения состоит, прежде всего, в том, чтобы „привести Европу домой”, а не идти нам куда-то, и с этим согласны все политики, а также практически все жители Республики Молдова.
Парламент обязан, вправе и может внести данную поправку в Конституцию даже в нынешних неблагоприятных политических условиях, когда невозможно найти консенсус ни между властями и оппозицией, ни в рамках самой правящей коалиции. Формально, данная блокировка связана с невозможностью или неспособностью выполнить предусмотренные условия другой, 78-ой, конституционной статьей, регулирующей избрание главы государства. Именно по этой причине существует риск, что и нынешний Парламент может быть распущен, как были распущены предыдущие два состава высшего законодательного органа. Однако до этого жизненно необходимо и совершенно возможно принять поправку относительно европейской интеграции, в том числе с точки зрения времени, которое еще осталось. В соответствии с действующим основным законом, „Парламент вправе принять закон о внесении изменений в Конституцию не ранее шести месяцев после представления соответствующего предложения. Закон принимается двумя третями голосов депутатов”. Соответствующую инициативу можно легко внести теперь в качестве самого большого подарка политического класса страны в связи с 20-й годовщиной провозглашения Независимости. Легко предусмотреть, что две трети голосов можно будет собрать, если все парламентские фракции выдержат тест на искренность относительно поддержки европейского выбора Республики Молдова. И тогда можно будет объявить с легким сердцем и о досрочных парламентских выборах при равных стартовых условиях для всех претендентов на власть.
[Почему европейская интеграция нуждается в защите Конституции?]
Почему необходимо специальное конституционное положение относительно европейской интеграции? Существует несколько серьезных причин.
Прежде всего, на вещи следует смотреть в контексте последовательности начатых процессов в результате Декларации о Независимости Республики Молдова. Дошедшая до своей 20-й годовщины, Независимость набрала в своем активе определенные значительные достижения, реально ощущаемые населеним страны, однако в то же время существуют и немало недостатков, связанные, в частности, с состоянием неопределенности, топтанием на месте в большинстве областей, отсутствием ясных перспектив для страны и ее людей. Поэтому, после 20 лет, процесс реализации Независимости нуждается в сильной поддержке, по примеру: „Она у нас есть, Независимость, что делать дальше с ней, куда нам идти?”. Нестабильность в рамках политического класса является также отражением неопределенности в обществе.
Долгосрочная политическая нестабильность в стране ставит под угрозу необратимый характер процесса модернизации страны, который, в естественном виде, накладывается на процесс европейской интеграции. В этот исторический момент, для Республики Молдова и ее общества нет других более привлекательных, более реальных и жизнеспособных моделей, чем ЕС. Поэтому процесс европейской интеграции необходимо ставить под защиту Конституции.
Если говорить конкретно, то это означает обеспечение безопасности процесса внутренних реформ, обеспечение их последовательности и необратимости. Даже если мы не ощущаем их отдачу теперь, нас заверяют и власти, и внешние партнеры, дающие также деньги на это, что первый этап реформ в Молдове развивается успешно. Это этап разработки и принятия новой законодательной и нормативной базы, соответствующей требованиям ЕС, а отдачу можно будет прочувствовать лишь после этапа их успешной реализации на практике. Если это так, то мы бы хотели быть уверенными, что второй этап состоится и пройдет в соответствии с результатами первого этапа, а не по-другому, независимо от того, кто придет к власти после возможных досрочных или очередных парламентских выборов. И не соберемся вновь изобретать велосипед или „молдавскую модель”, или реализовать другие аналогичные или менее аналогичные сценарии.
Новое конституционное положение может способствовать преодолению нынешнего политического кризиса то ли путем поощрения изменения состава высшего законодательного органа в результате будущих выборов, то ли путем устранения необходимости изменения 78 статьи. Это потому, что идея действительной европейской интеграции принесет больше консенсуса и среди политиков, и внутри самого общества.
Если окажется в Конституции, европейская интеграция приобретет статус, единственно возможной на данное время, Национальной Идеи с потенциалом консолидации молдавского общества. Мы нуждаемся в подобной идее, как в воздухе, так как в настоящее время молдавское общество опасно подвергнуто поляризации и раздроблено на основании многих и разных критериев, в том числе территориальном, этническом, языковом, политическом, геополитическом, идеологическом, по идентичности, менталитету и др.
Необходимость подобной национальной идеи всегда чувствовалась в молдавском обществе после обретения Независимости. Существовало также несколько попыток их реализации. Самые известные относятся к „объединению с Румынией”, проповедуемой с различной степенью интенсивности, начиная даже несколько ранее провозглашения Независимости и приблизительно до 1994 года, „примитивному молдовенизму”, присвоенному периоду правления Аграрно-демократической партии, а также к „идее молдавской государственности”, характерной периоду правления Партии коммунистов. Первые два исчезли сами по себе как массовое движение, а третья исчезла одновременно с исчезновением политико-идеологической и административной, зачастую агрессивной поддержки, которую применяли ее проводники. Идея молдавской государственности не состоялась и не могла состояться как национальная идея, так как она была насильственно навязана, основывалась в большой степени на „образе врага” внутри страны и за ее пределами, по принципу „кто не с нами, тот против нас”, и его необходимо убрать каким-то образом, если не нельзя физически…
Все опросы общественного мнения и практика жизни показывают, что абсолютное большинство политических сил и населения Молдовы разделяет идею европейской интеграции и поэтому она имеет шансы стать национальной идеей, которая может мобилизовать весь народ. Может быть, впервые после провозглашения Независимости в Республике Молдова не будут более существовать „внутренних врагов”. Может быть, поэтому стоит приложить усилия для изменения Конституции страны.
Может быть, на следующем этапе или одновременно политический класс должен подписать один пакт внутри самого себя и другой – с обществом относительно реализации Национальной Идеи. {Об этом – в следующем эпизоде анализа „Молдова, без внутренних врагов” из цикла [ „МОЛДОВА - 20! ЧТО ДАЛЬШЕ?”]}
[Валериу Василикэ, Info-Prim Neo]