„После подписания Соглашения об ассоциации с ЕС Республика Молдова утратит свой суверенитет”, „Соглашение об ассоциации нанесёт ущерб двусторонним отношениям Республики Молдова с Российской Федерацией”, „После введения режима свободной торговли с ЕС потребительские цены вырастут”. Таковы лишь некоторые из самых распространённых предположений относительно последствий подписания Соглашения об ассоциации с Европейским союзом. Соответствуют ли они действительности или являются мифами? Агентство IPN попыталось ответить на этот вопрос, обратившись к независимым экспертам и должностным лицам, имеющим отношение к затронутым проблемам.
---
„Молдова подписала несколько соглашений о свободной торговли, которых ЕС считает несовместимыми с Соглашением об углубленной и всеобъемлющей свободной торговли”
Экономический эксперт ИРСИ „Viitorul” Ион Торня считает это утверждение мифом, потому что уже в первой главе Соглашения об углубленной и всеобъемлющей свободной торговле, которое является частью Соглашения об ассоциации четко объясняется, что стороны могут входить одновременно и в другие соглашения о свободной торговле, если положения данных соглашений не противоречат соглашению с ЕС. „Если другие соглашения о свободной торговле, в которых Молдова входит или планирует войти, не противоречат Соглашению об углубленной и всеобъемлющей свободной торговле с ЕС, то все в порядке”, - говорит эксперт.
Ион Торня отметил, что Республика Молдова подписала ряд соглашений о свободной торговле и ни одно из них не противоречит положениям соглашения с ЕС. Это относится и к Соглашению о свободной торговле в рамках СНГ, Соглашению о свободной центрально-европейской торговле, Соглашению о свободной торговле с Турцией или двусторонним соглашениям со странами СНГ. „Ни одно из этих соглашений не противоречит, поскольку их требования были изучены до начала переговоров, и было установлено, что они не противоречат. Если учесть Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана, естественно его положения противоречат интересам Соглашения об углубленной и всеобъемлющей свободной торговле”, - подчеркнул Ион Tornea.
Эксперт отметил, что главная несовместимость касается тарифов на импорт. Таким образом, соглашение с Евросоюзом предусматривает снижение, или даже отмену тарифов, а соглашение с Таможенным союзом наоборот, требует их повышения. Это протекционистский механизм Таможенного союза в отношениях с другими странами, в том числе со странами Европейского союза. Второе основное противоречие касается делегирования полномочий, принятия торговых политик, которые передаются одному наднациональному органу, созданному странами-членами Таможенного союза. В то время как в Европейском союзе соответствующие компетенции принадлежат национальным органам, добавил экономический эксперт.
По словам Иона Торня, в случае, если Молдова вступит в Таможенный союз, потеряет полномочия создания собственных торговых правил. Это предполагает, что Европейский союз больше не сможет иметь прямые отношения с Республикой Молдова, а только с решающими органами в рамках Таможенного союза. Однако это вступает в противоречие с положениями Соглашения о свободной торговле с ЕС.
Делегация Европейского союза в Республике Молдова отмечает на веб-странице, что ЕС не накладывает каких-либо ограничений в отношении соглашений о свободной торговле между Республикой Молдова и другими государствами, и это не изменится когда Соглашение об углубленной и всеобъемлющей свободной торговле вступит в силу. Напротив, соглашение о свободной торговле с такой страной, как Турция, будет стимулировать торговлю, так как компании могут интегрировать производственные процессы и дешевле импортировать компоненты. Соглашение об углубленной и всеобъемлющей свободной торговле существенно увеличит экономический рост Республики Молдова, и не будет угрожать стране или ее отношениям с другими государствами. В результате подписания соглашения, Молдова может иметь торговые отношения с Россией, Турцией и с другими нынешними или будущими партнерами, как это происходит в настоящее время. Соглашение об углубленной и всеобъемлющей свободной торговле распространяется только на торговых отношениях между ЕС и Молдовой.
Алина Марин, IPN