logo

Место оппозиции в балансе власти после выборов в Молдове, OP-ED


https://www.ipn.md/ru/mesto-oppozitsii-v-balanse-vlasti-posle-vyborov-v-moldove-op-7978_1047401.html

 

 

Блок ACUM находится на грани превращения в парламентскую силу, но без ясной роли, которую он хочет взять на себя в новой политической конъюнктуре...

 

Дионис Ченуша
 

Итоги парламентских выборов показали, что внепарламентская оппозиция, объединенная на предвыборной платформе ACUM, сумела собрать много голосов, несмотря на смешанную систему и неравные возможности во время избирательной кампании. Несмотря на то, что избирательный результат оппозиции недостаточен для того, чтобы она могла взять на себя власть, ее пост-избирательный вес дает ей определенную силу влиять, при наличии такого намерения, на процесс формирования будущей власти. Это могло бы стать преимуществом, если бы при создании правящей коалиции не претендовали бы партии, контролируемые местными олигархами, или доминированные преимущественно пророссийской повесткой дня - Демократическая партия и, соответственно, Партия социалистов.

Правящая партия и социалисты прощупывают почву в сторону оппозиции, даже если она давно уже исключила любые политические партнерские отношения. Принципиальность Блока ACUM порождает политический изоляционизм, но при этом подталкивает лагерь социалистов и демократов взаимодействовать между собой, каждый из которых ищет ключ к власти. В попытке создать путаницу в обществе и оказать давление на оппозицию, президент Игорь Додон предложил среди других пост-выборных сценариев и такой, при котором социалисты объединились бы с Блоком ACUM (IPN, 28 февраля 2019 года). Последний и единственный раз, когда оппозиция, состоящая из Платформы „Достоинство и правда” приблизилась к ПСРМ, была во время антиправительственных протестов 2015-2016 годов (StirileProTV, январь 2016 года), когда мобилизация против общего врага - Владимира Плахотнюка отодвинула на второй план политические (гео)расхождения. Демократы также пытаются открыть шаг за шагом канал диалога к ПДС и к Платформе DA для переговоров о правящей коалиции. Предложение демократов включает реализацию Соглашения об ассоциации с ЕС, полную реализацию реформ и борьбу с коррупцией (ДПМDM, 1 марта 2019 года). Доверие к такому призыву, однако, очень низкое, так как у ДПМ были все рычаги власти между 2015-2018 годами, однако формирование поддерживало процесс реформ только избирательно, и защищало партийные интересы и олигархическую группу, стоящую за ней.

Лидеры Блока ACUM категорически отвергли любую возможность управлять вместе с демократами (IPN, 1 марта 2019 года), которых они классифицируют как „преступников” Возможный диалог между ACUM и ДПМ может состояться, если Владимир Плахотнюк откажется от ДПМ и будет запущен интенсивный план дезолигархизации страны. Подобные идеи, похоже, не рассматриваются членами Блока ACUM на данный момент. В то же время, оппозиция обходит пророссийские силы, в отношении с которыми существует негибкая геополитическая несовместимость (IPN, 23 февраля 2019 года).

Избирательные цифры и позиционирование оппозиции

После выборов 24 февраля 2019 года, избирательный блок, возглавляемый оппозицией, собрал 544 726 голосов: по партийным спискам-380.181 голосов и по одномандатным округам-164.545 голосов (см. таблицу ниже). В целом, избиратели оппозиции представляют собой практически третью часть общего числа избирателей, принявших участие в выборах – 1.457.220 человек (CEC.md, 3 марта 2019 года). Поэтому роль Блока ACUM в определении уравнения власти является значительной, но только в том случае, если оппозиция хочет стать активным игроком и преждевременно не возьмет на себя статус парламентской оппозиции.

 

Таблица. Количество голосов, предоставленных Избирательному блоку ACUM

Блок ACUM

Демократическая партия

Партийные списки - 380.181

 

Одномандатные округа – 164.545

 

1. Мария Чобану – 9724

2. Лилиан Карп – 9775

3. Ливиу Вовк – 11.847

4. Инга Григориу – 11.635

5. Юрие Реницэ – 10.082

6. Владимир Боля – 11.058

7. Дан Перчун – 11.576

8. Михай Попшой - 9865

9. Петру Фрунзе – 12.807

10. Андрей Нэстасе - 14.015

11. Майя Санду – 49.955

12. Думитру Алайба – 2206

Партийные списки – 334.539

 

Одномандатные округа – 185.360

 

1. Олег Сырбу – 11.840

2. Ион Леукэ – 9811

3. Корнелиу Падневич – 10.396

4. Еуджениу Никифорчук – 12.446

5. Георге Брашовски – 8768

6. Элеонора Граур – 12.446

7. Людмила Гузун – 9724

8. Николае Чубук – 10.549

9. Павел Филип – 13.047

10. Александру Жиздан – 12.123

11. Григоре Репещюк – 10.054

12. Генадие Буза – 9550

13. Думитру Дьяков – 6634

14. Ефросиния Грецу – 6820

15. Елена Бакалу – 8335

16. Влад Плахотнюк – 20.926

17. Александру Ботнарь – 11.891

Всего  – 544.726 голосов

Всего – 519.899 голосов

Источник: CEC.md

 

Результаты Блока ACUM превысили примерно на 70 тыс. голосов результаты ЛДПМ и ЛП, чьи проевропейские лозунги на парламентских выборах 2014 года привлекли вместе 476 719 избирателей. В то же время, голоса, полученные оппозицией, превзошли результаты ДПМ примерно на 25 тыс. голосов. Это, однако, не отражено в количестве мандатов, полученных из-за смешанного голосования и, соответственно, большего количества одномандатных округов, выигранных демократами – 17 против 12, в которых победила оппозиция.

Большинство избирателей, которые поддерживают Блок ACUM, ранее поддерживали ЛДПМ и ЛП, лишенных голосов из-за многочисленных коррупционных скандалов и их неспособности возобновляться. Учитывая протестный контекст, в котором укрепилась внепарламентская оппозиция, ее избиратели также выступают против системы, а к ним добавляются новые избиратели, которые впервые приняли участие в выборах.

Помимо массового использования административных ресурсов и средств массовой информации демократами и социалистами, оппозиция получала меньше голосов, чем могла бы, в результате менее интенсивного голосования в диаспоре по сравнению с президентскими выборами 2016 года, что частично вызвано запретом голосования на основании истекших паспортов, разрешенных на других предыдущих выборах. Некоторые представители гражданского общества считают, что оппозиция потеряла избирателей из-за: (1) плохого общения с русскоязычными этническими группами; (2) плохого продвижения либеральных ценностей, таких как права человека, в частности, в отношении сообщества ЛГБТ; и (3) приема сомнительных лиц в избирательных списках (NewsMaker, 28 февраля 2019 года). К этому добавляется и невозможность оппозиции эффективно поглощать голоса унионистских избирателей.

Четыре основные проблемы стоящие перед оппозицией

Как действия, так и бездействие оппозиции могут быть определяющими в обеспечении политической стабильности в стране, а также для самого сопротивления оппозиции. Из этих соображений Блок ACUM сталкивается с четырьмя серьезными проблемами, администрирование которыми может открыть новые возможности или, наоборот, ограничить его область действия и воздействия.

Таким образом, Блок ACUM должен решить, в первую очередь, хочет ли он влиять на процесс правления или уже решил, что будет выступать в качестве оппозиции в парламенте. Сложность такого решения в равной степени зависит от успеха демократов в конечном итоге создания коалиции вместе с партией Шора, тремя независимыми избранниками и обязательно с минимум 11 представителями социалистов. Если сохраняется малейший риск того, что такой сценарий будет реализован, тогда Блок ACUM должен подготовиться к досрочным выборам или к принудительному продлению нынешней власти. Ведь демократы уже попросили одобрения Конституционного суда о создании учреждения „технического правительства”, которое продлило бы мандат нынешнего правительства во главе с Павлом Филипом на полтора года (18 месяцев) в случае неформирования парламентского большинства (Конституционный суд, 28 февраля 2019 года). Искусственность конституционных положений, таких как формирование „технического правительства”, дает ДПМ больше времени для поиска необходимого решения для формирования правящей коалиции. Ранее демократы уже успели пересмотреть конституционные положения и исключить из процесса принятия решений и законодательного органа президента Игоря Додона, когда он отклоняется от своих конституционных обязательств (IPN, 9 января 2018 года). Таким образом, Блоку ACUM срочно требуется стратегия, которая предусматривала бы последовательное поведение для уже предсказуемых политических обстоятельств - досрочных выборов или создания „технического правительства”.

Вторая проблема состоит в том, что оппозиция находится перед дилеммой, связанной с ее избирателями, связь с которыми была реализована до сих пор со многими трудностями и посредством протестов. Основанная на протестах, Платформа DA и ПДС должна решить, как и с чем их заменить. Если они не учтут этот аспект, тогда появившийся вакуум быстро будет наполнен активизмом других новых или старых политических сил.

Третья проблема связана с формой, в которой Избирательный блок ACUM будет работать после того, как войдет в парламент. Долгое время подавленные Европейской народной партией, которая сама вступает в избирательную кампанию в европейский парламент, существующие различия между ПДС и платформой DA могут вернуться на поверхность в русле парламентского процесса. Поэтому обе партии нуждаются в создании механизма сотрудничества внутри законодательного органа, который предотвратит болезненный развод в будущем. Такой механизм будет означать прозрачное и основанное на меритократических принципах распределение областей ответственности между очень разными членами блока.

И последнее, но не менее важное: оппозиция должна научиться активно продвигать европейскую интеграцию, даже если проявляет сопротивление перед попытками демократов имитировать реформы или социалистов укреплять пророссийскую повестку дня. До февральских выборов 2019 года, оппозиция была сосредоточена на критике властей и не решалась ссылаться на позитивные аспекты европейской интеграции, которые демократы использовали в свою пользу.

Вместо выводов…

Блок ACUM находится на грани превращения в парламентскую силу, но без ясной роли, которую он хочет взять на себя в новой политической конъюнктуре. Если у него возникнет соблазн взять на себя роль оппозиции, тогда он должен раскрыть свою стратегию на случай досрочных выборов или продления власти демократов - с или без изобретения „технического правительства”.

Существует множество вопросов, которые оппозиция должна устранить с помощью четкой стратегии диалога и политического позиционирования. Но самое главное, оппозиция должна решить, если устанавливает механизмы координации между составными частями после выборов, или разделиться в обновленном парламенте.

Принятие активной роли в продвижении европейской повестки дня может стать приоритетом для тех, кто входит в законодательный орган через Блок ACUM, через который может быть укреплен европейский вектор страны. Таким образом, это будет на пользу реформам, проводимым под эгидой Соглашения об ассоциации с ЕС, а попытки укрепить российские интересы будут сложными.

 
Дионис Ченуша

 


IPN публикует в рубрике Op-Ed материалы авторов извне редакции. Высказанные ими мнения не обязательно совпадают с мнениями редакции.