На европейском континенте есть немало стран, состоящих из национального большинства и меньшинств, в которых удалось реализовать модели социальной интеграции последних. Молдова должна избрать для себя соответствующую внутренней ситуации модель сотрудничества с меньшинствами, а не импортировать её со стороны. Такого мнения придерживается посол Румынии в Кишинёве Мариус Лазуркэ.
В ходе публичных дебатов „Румыния как образец для европейского пути Молдовы”, организованных Информационным агентством IPN совместно с Радио Молдова, дипломат отметил, что в последнее время понятие многонационального государства всё чаще используется как самоочевидное. „Как если бы все государства были многонациональными и, в том случае, если они ими не являются, им следовало бы к этому стремиться. Как если бы эта модель была единственно возможной, при которой государство может гармонично функционировать. Но не совсем так”, сказал он.
Румынский посол уточнил, что на европейском континенте есть государства-основатели ЕС, которые не признают существование меньшинств на своей территории, и для которых гражданская нация представляет фундаментальную ценность государства. Таким образом, все граждане, независимо от языка, на котором они говорят у себя дома, религии и т.д., призваны примкнуть к некоей модели гражданственности, чьим стержнем являются определённая культура и язык; принадлежность к этой модели считается привилегией. Все граждане имеют право быть членами такого гражданского сообщества, независимо от их домашних языковых предпочтений, в обществе преобладают общие язык и культура.
Есть также и конфедеративные государства, в которых общины автономно управляют своими территориями, делегируя центральной власти лишь ту часть полномочий, которая не осуществляется ими на местном уровне. „Что касается Молдовы, то тут присутствуют определённые нюансы и некоторая осторожность, которые мы должны иметь в виду, используя выражение „многонациональное государство”, потому что любое государство должно стремиться к сохранению гражданского мира, гармонии, баланса между всеми гражданами страны. Существуют очень разные решения, и Молдова имеет право найти среди них своё собственное, без того, чтобы импортировать его извне. Я был весьма удивлен лёгкостью, с которой в Республике Молдова используются выражения „многонациональное”, „полиэтническое государство”, как реальность и как политическая цель, которую необходимо достигнуть”, заметил румынский посол.
Говоря об отношениях между большинством и меньшинствами, Мариус Лазуркэ подчеркнул, что Румыния имеет опыт социального мира, за исключением незначительных злосчастных инцидентов начала 90-х годов. „У нас проживают 20 признанных меньшинств, которым обеспечено соблюдение их основных прав, таких как двуязычие на территории их населённых пунктов, доступ на родном языке к правосудию, публичным должностям и т.д. Представляющая венгерское меньшинство в Румынии партия не только постоянно присутствует, благодаря системе прямых выборов, в парламенте страны, но и представлена в Европейском парламенте. С другой стороны, Румыния продолжает оставаться унитарным национальным государством, и мы, румыны, очень привержены этому законодательному принципу румынского государства”, заявил дипломат.
Он отметил, что большинство граждан Румынии стремятся достигнуть баланса между конституционной реальностью положений об унитарном характере национального государства и правами национальных меньшинств, которые они пытаются поддерживать, не ставя под вопрос вышеуказанную политическую ценность, столь многое значащую для румын. Посол подчеркнул, что необходим справедливый, оптимальный баланс между потребностью меньшинств сохранять своё наследие, свои характерные черты, и необходимостью обеспечения большинством лояльности этих меньшинств государству. „Этим вопросам, со всеми возможными нюансами, у себя в Румынии мы постарались уделить внимание, и я думаю, что с данной точки зрения они представляют ценность и для Республики Молдова”, считает Мариус Лазуркэ.
Затронув тему отношений Молдовы и Румынии, дипломат подчеркнул, что в Румынии не существует антимолдовенизма или НПО, чья программа деятельности направлена против Республики Молдова, как нет и политических партий, набирающих голоса за счёт молдавской угрозы.
„Поэтому для нас удивительно видеть, что в Республике Молдова есть ребята, утверждающие, что говорят по-молдавски – я не возражаю, но почему они должны быть настроены против Румынии? И моя бабушка говорит по-молдавски, что очень мило, но в то же время она румынка с головы до пят, и, думаю, будет удивлена узнать, что говорящий по-молдавски не является румыном”, рассказал журналистам посол Румынии в Кишинёве.
В то же время чиновник посетовал, что антирумынизм приносит в Молдове популярность, голоса и даёт возможность существовать в качестве политика за счёт токсичной субстанции анирумынизма. Дипломат отметил, что Румыния полна терпения и понимания, но если Молдова желает и дальше сохранять хорошие отношения со своей западной соседкой (а это, по его мнению, входит в интересы Кишинёва), ей следует разрешить эту проблему, не дожидаясь, пока время и только время избавят страну от раздражающего наследия Советского Союза.
30-е дебаты „Румыния как образец для европейского пути Молдовы” из цикла „Развитие политической культуры в ходе публичных дебатов” организованы Агентством IPN совместно с Радио Молдова и при поддержке немецкого Фонда Ханнса Зайделя.