logo

Мандат безопасности: между тем, чего „требуют” от СИБ, и тем, что ей „предлагают”, НИИБ


https://www.ipn.md/ru/mandat-bezopasnosti-mezhdu-tem-chego-trebuyut-ot-sib-i-tem-7967_1076010.html

Национальный институт информации и безопасности (НИИБ) имени Богдана, основателя Молдовы, действующий в рамках Службы информации и безопасности (СИБ), считает недопустимой ситуацию, когда служба безопасности осуществляет свои обязанности – знать, предотвращать, противодействовать, расследовать, блокировать – не имея надлежащих юридических инструментов и средств, полностью соответствующих поставленным перед ней задачам. Таким образом, в отсутствие „мандата безопасности”, технические возможности не могут быть использованы для расследования конкретных соответствующих случаев, ставящих под угрозу национальную безопасность.

„Мандат безопасности представляет собой правовые рамки, баланс между тем, чего „требуют” от Службы информации и безопасности, и тем, что ей „предлагают” в отсутствие законных средств для действий, которые серьёзно ограничены, чтобы общество оценило практические усилия, прилагаемые спецслужбой для защиты национальной безопасности как страны, так и её граждан. Отметим, что мандат безопасности нельзя называть бесконтрольным оружием в руках Службы информации и безопасности. Это – щит, предназначенный для защиты национальной безопасности, более того, он может быть подвергнут парламентской и судебной проверке”, - говорится в пресс-релизе НИИБ, цитируемом IPN.

Как отмечает НИИБ, в июле 2014 года парламент Республики Молдова обсудил в первом чтении проект Закона о предоставлении СИБ мандата безопасности, разработанный экспертами Министерства юстиции, совместно с Управлением по правам человека в рамках Главного управления по правам человека и верховенству закона Совета Европы. Он был призван улучшить отечественную правовую базу в области защиты „государственной безопасности” и борьбы с экстремизмом. Целью законопроекта является введение процедуры, которая позволила бы Службе информации и безопасности проводить специальные розыскные мероприятия вне рамок уголовного законодательства, на основе „мандата безопасности”, аргументированного прокурором и выданного судьей, с прямо прописанным доступом к государственной тайне. Эти поправки к законам призваны создать необходимые условия для достижения Службой информации и безопасности поставленных перед ней целей, а именно – для обеспечения государственной безопасности.

На организованной НИИБ конференции по этой теме около 50 экспертов заявили, что большинство европейских стран выдавали для работы своих органов национальной безопасности мандат безопасности, то есть предоставляли им возможность проведения конкретных действий по сбору информации на основании одного только разрешения, с достаточно длительным сроком действия. „Анализ соответствующего законодательство ряда стран, а также существующая практика, демонстрируют эффективность мандата безопасности и санкционированных действий, предпринимаемых в ущерб некоторым правам и свободам граждан, но имеющих первоочередной целью обеспечение национальной безопасности – одного из важнейших элементов государственности и безопасности человечества”, - говорится в пресс-релизе.

Как отмечает НИИБ, осознание важности и роли мандата безопасности, предоставляемого специальной службе безопасности, приходит в результате анализа скрытых угроз, которые могут возникнуть при неправомерном использовании Интернета или средств массовой информации преступными или террористическими группами. Кроме того, в большинстве случаев способ действий специальных служб должен сохраняться в секрете, особенно когда в число потенциальных подозреваемых входят службы безопасности других государств, преступные или террористические группы, готовые в любой момент воспользоваться любой уязвимостью.

В настоящее время в Республике Молдова наиболее эффективные специальные розыскные мероприятия могут проводиться исключительно в рамках расследования уголовного дела и только тогда, когда преступление уже было совершено. Но целями деятельности Службы информации и безопасности являются, в первую очередь, предотвращение действий, способных нанести ущерб безопасности государства, упреждение и противодействие им посредством мер, не прописанных в уголовном законодательстве. Более того, Служба информации и безопасности не имеет органов уголовного преследования и не обладает полномочиями для возбуждения уголовных дел.