Гражданское общество, а также научное сообщество должны объединить усилия для достижения моральной справедливости в отношении жертв голода 1946-1947 годов. В ходе публичных дебатов, организованных Информационным агентством IPN, историк Лидия Пэдуряк заявила, что действия властей тогдашнего тоталитарного режима подпадают под действие международного права о преступлениях против человечности. Доктор исторических наук говорит, что есть четкие доказательства того, что власти того времени умышленно морили голодом свой народ, убив более 200 тысяч человек и замучив голодом несколько сотен тысяч человек, пострадавших от недоедания, - передает IPN.
По словам историка Лидии Пэдуряк, ужасы голода 1946-1947 годов были вызваны как сильной засухой, так и действиями государства по чрезмерному сбору продуктов питания. Она сообщает, что урожая 1946 года хватило бы на основные нужды населения, если бы не политика государства по завышению продналогов с граждан, особенно сельских.
„Наши интервью с выжившими развенчивают миф о том, что голод был вызван засухой. Люди рассказывают, что у них были запасы, и они бы выдержали, но государство все у них отобрало. Наихудшая ситуация, созданная коммунистическим тоталитарным режимом, была в сельской местности, потому что люди из городов, которые работали, получали и продовольственные карточки (талоны). Но в сельской местности выражение „они подметали наши горища” было правдой в прямом смысле, это не было аллегорией. Люди, пережившие эти ужасы, разрушают очередной миф, они говорят, что их спасла от смерти не запоздалая помощь государства, а урожай 1947 года. По статистике, мы замечаем, что рождаемость сравнялась со смертностью лишь осенью 1947 года”, - сказала доктор исторических наук Лидия Пэдуряк.
По данным историков, к началу 1947 года дистрофией страдало 10-15 % сельского населения, другие 10 % скончались от голода. Помимо того, что население страдало от недоедания и умирало от голода, люди еще и были лишены всех продовольственных запасов, которые затем были экспортированы. По официальным данным, в период, когда в Молдавской ССР люди умирали от голода, СССР экспортировал в другие страны 1,7 миллиона тонн зерна.
„Еще с января 1946 года Кремль был проинформирован о происходящем в Молдавской ССР. То, что произошло в 1946-1947 годы, не расследовалось с точки зрения международного права, а ведь те факты подпадают под категорию преступлений против человечности. В эту категорию попадает лишение населения источников пропитания. Эти преступления не подлежат отмене, т.е. не имеют срока давности. Страшнее всего то, что режим не был признан виновным в случившемся. Вот почему гражданское общество, историки, академическая среда должны приложить совместные усилия, чтобы восстановить справедливость, по крайней мере, с моральной точки зрения”, - добавила Лидия Пэдуряк.
По мнению историков, черные страницы нашей истории упускаются из виду государственными органами, а ужасы голода 1946-1947 годов лишь поверхностно преподносятся молодым поколениям. В учебниках по истории не дано подробного представления о геноциде, которому подверг население тогдашний тоталитарный режим.
„Самое печальное в том, что молодежь, которая не жила в советское время, говорит, что в советский период было очень хорошо. Ностальгия, которую внушают молодежи, связана и с тем контекстом, что тоталитарный коммунистический режим в Молдавской ССР слишком мало изучается в школе. Школьная программа как гимназий, так и лицеев включает всего один учебный час, т. е. 45 минут, для изучения периода с 1945 по 1991 год, причем речь идет включительно о депортациях и голоде. Что успевает учитель объяснить за 45 минут? Необходим отдельный курс, чтобы эта культура памяти появилась в Республике Молдова. Молодежь еще не выработала иммунитет к пропаганде”, - сделала вывод доктор исторических наук Лидия Пэдуряк.
Дебаты на тему „Был ли организован голод в МССР в 1946-1947 годах? Могли ли и хотели ли советские власти предотвратить его разрушительные последствия?”, 2-е дебаты из цикла „Сто лет под знаком СССР и тридцать лет без СССР: Ностальгия по химерам”.