logo

Лей был нестабилен в начале пандемии, а затем даже укрепился. Объяснения эксперта


https://www.ipn.md/ru/ley-byl-nestabilen-v-nachale-pandemii-a-zatem-dazhe-ukrepilsya-7978_1075170.html

Молдавский лей в начале пандемии COVID-19 неоднократно колебался между повышением и понижением курса, регистрируя наибольшую флуктуацию за последние годы. Лей не обесценился, поскольку Национальный банк принял определенные меры, так что рынок стабилизировался. После этого он даже подорожал на 3,5% по сравнению с началом года.



Экономический эксперт Вячеслав Ионицэ заявил для IPN, что лей сильнее по отношению к валютам, которые являются критическими для Молдовы: украинской гривне и турецкой лире. „Большинство товаров массового спроса и сельскохозяйственной продукции, которые мы потребляем, поступают из этих двух стран. Молдавский лей на 13% крепче украинской гривны и турецкой лиры. Это означает, что товары из Турции и Украины сейчас только на фоне обменного курса на 13% дешевле молдавских товаров”, - пояснил экономист.

Вячеслав Ионицэ говорит, что, с одной стороны, граждане Молдовы могут что-то выиграть за счёт дешёвой импортной продукции. С другой стороны, отечественный производитель в убытке, так как рынок наводнён продукцией из этих двух стран.

Лей укрепился в условиях пандемического кризиса, поскольку спрос на иностранную валюту снизился, - отмечает Вячеслав Ионицэ. Граждане в период пандемии продали мало валюты, что представляет самый низкий уровень продаж за последние десять лет. И спрос на валюту у граждан был на низком уровне. Население не покупало валюту, потому что, как правило, за валюту приобретают квартиры и автомобили. А во время пандемии квартир и автомобилей продано примерно на 40% меньше. Спрос на иностранную валюту со стороны экономических агентов также снизился из-за того, что импорт товаров сократился приблизительно на 400 миллионов долларов. А экономическим агентам необходима валюта именно на импорт.

В то же время, по мнению эксперта, предложение валюты оказалось высоким. Прибыли и деньги от МВФ - 234 миллиона долларов, которые поступили на счета Национального банка, а НБМ не нуждался в этот кризисный период в участии в валютном рынке, или это участие было незначительным. В то время как спрос на иностранную валюту был низким, а деньги от МВФ поступили на счета, сейчас валютные резервы НБМ достигли исторического рекордного уровня в три миллиарда и 200 миллионов долларов.

Вячеслав Ионицэ сказал также, что с марта по настоящее время увеличились денежные переводы по официальным каналам. „В нашей стране граждане получают официально один миллиард и 200 миллионов долларов в год и продают два миллиарда и сто. Вопрос в том, откуда появляются 900 миллионов долларов. Они поступают по неофициальным каналам”. Таким образом, в марте, апреле и частично в мае граждане Молдовы практически не путешествовали и не могли привезти домой деньги, что является неофициальным средством отправки денег. В этом случае некоторым людям пришлось официально перевести небольшую часть денег. „Вот почему в действительности денежные перечисления сократились, а официальные увеличились. Они повысились за счет неофициальных. Даже если цифры противоречивы, всё равно денежные переводы сократились”, - разъяснил эксперт.



И экономист Александру Фала, программный директор Аналитического центра „Expert Grup” сообщил для IPN, что молдавский лей имеет устойчивую эволюцию, даже местами с определенным укреплением. Если в начале пандемии можно было заметить определенный спад, то со временем рынок сбалансировался, и в будущем, как он полагает, не должно бы возникнуть больших колебаний.

„У нас за очень короткое время произошел резкий спад по статье доходов и, очевидно, практически одновременно, произошло сокращение импорта, потому что наблюдались именно те действия торможения экономических действий на мировом уровне. Эти два явления совпали”, - объяснил Александру Фала.

Колебания на рынке были преодолены определенными вмешательствами Национального банка. „Думаю, эта ситуация сохранится в ближайшее время. У нас наблюдается очень спокойная обстановка на валютном рынке”, - отметил эксперт. На его взгляд, сокращение денежных переводов было не столь значительным, чтобы негативно повлиять на состояние молдавского лея.

Эксперт считает, что у лея будет относительно стабильное развитие, и не исключает его незначительное укрепление в контексте, в котором Молдова может извлечь выгоду из притоков иностранной валюты в виде финансовой помощи ЕС или кредитов МВФ, что может привести к укреплению позиции лея. Но если государство возьмёт взаймы внутри страны и увеличит свои расходы за счет импортных товаров, то лей обесценится. „Эти два фактора взаимно компенсируются, поэтому, я думаю, что в краткосрочной перспективе эволюция рынка будет стабильной, возможно, с некоторыми колебаниями, но управляемыми”, - сказал также Александру Фала.

Сабина Ребежа, IPN