Закон о внесении изменений в Закон о Высшем совете магистратуры, а также Постановление парламента, принятое в марте 2020 года о назначении на должность членов ВСМ четырех штатных преподавателей права были признаны неконституционными. Высший совет магистратуры возвращается к численному составу из 12 членов, три члена из которых являются из числа штатных преподавателей, передает IPN.
До принятия закона в декабре 2019 года Высший совет магистратуры состоял из шести судей, избранных Генеральным собранием судей, трех преподавателей права, председателя Высшей судебной палаты, министра юстиции и генерального прокурора. После принятия этого закона число членов ВСМ было изменено на 15: семь судей, избранных Генеральным собранием судей, пять преподавателей права, назначенных парламентом, председатель Высшей судебной палаты, министр юстиции и генеральный прокурор.
Авторы обращения, депутаты ПДС Серджиу Литвиненко и Вероника Рошка обратились в суд с просьбой проверить конституционность оспариваемого закона, в том числе сквозь призму процессуальных пробелов, допущенных парламентом при его утверждении. По мнению авторов, пробелы заключаются в отсутствии прозрачности принятия решений, обусловленной отсутствием предварительных публичных консультаций и отсутствием получения необходимых заключений. Один из авторов отметил в ходе публичного заседания КС, что постановление правительства о принятии законопроекта, который лежал в основе оспариваемого органического закона, вступило в силу после его принятия парламентом в первом чтении.
Рассматривая обращение, Конституционный суд возродил положения Закона о Высшем совете магистратуры в редакции до внесения изменений в декабре 2019 года и отменил постановление парламента, которым были назначены на должность членов Высшего совета магистратуры четыре штатных преподавателя: Елена Белей, Каролина Чугуряну-Михэйлуцэ, Валентина Коптилец и Ион Крецу.
Председатель Конституционного суда Домника Маноле отметила в ходе брифинга, что решение о назначении четырех членов совета было принято на основании неконституционного закона. Во-вторых, процессуальный пробел, лежащий в основе принятия оспариваемого закона, нарушил процедуры законодательной власти, установленные Конституцией. В-третьих, было нарушено существенное требование к парламентским процедурам.
Решение суда о возрождении положений Закона о Высшем совете магистратуры предполагает возвращение к 12 членам совета, три члена из которых являются из числа штатных преподавателей. Это сокращение числа членов совета из числа штатных преподавателей частично позволило бы включить некоторых из этих четырех штатных преподавателей в очередь на вакантные должности в совете. Тем не менее, КС не уполномочен принимать решение о штатных преподавателей, которые, возможно, должны продолжить свою деятельность в составе совета.
Учитывая возвращение к предыдущему численному составу совета, а также невозможность решать в отношении тех, кто может продолжить мандат, Конституционный суд отметил, что мандат штатных преподавателей, членов- Совета, назначенных оспариваемым постановлением парламента, прекращается со дня вынесения решения. Тем не менее, акты Высшего совета магистратуры, принятые с момента принятия закона № 193/2019 и Постановления парламента №. 53 от 17 марта 2020 года до вынесения сегодняшнего решения не будут затронуты неконституционным характером рассматриваемого закона и постановления.
Четыре штатных преподавателей были выдвинуты на должность членов ВСМ 17 марта 2020 года 55 голосами депутатов ПСРМ и ДПМ.