logo

Кризис мигрантов в Беларуси: причины, угрозы, решения. Дебаты в IPN


https://www.ipn.md/ru/krizis-migrantov-v-belarusi-prichiny-ugrozy-resheniya-debaty-v-ipn-8004_1085897.html

Вот уже несколько месяцев очень жарко на границе Беларуси с Польшей, а также на границах Беларуси с другими странами. Там настолько жарко, что высокая температура ощущается за десятки, сотни и даже тысячи километров, и люди всё больше обеспокоены возможностью „большого пожара” или масштабного конфликта, в том числе военного. „Кризис мигрантов в Беларуси”, его причины и цели – видимые и скрытые, угрозы – непосредственные и в перспективе, а также возможные решения этой проблемы, с которой столкнулись и страны региона, где разгорелся этот конфликт, и Европа в целом, обсудили гости публичных дебатов „Кризис мигрантов в Беларуси: причины, угрозы, решения”, организованных информационным агентством IPN.

По словам Диониса Ченуша, политолога, исследователя из Университета им. Юстуса Либиха в Гисене (Германия), старшего обозревателя информационного агентства IPN, кризис мигрантов, как и любой другой кризис, подразумевает наличие субъектов кризиса, которыми в данном случае являются белорусские власти, и, соответственно, жертв кризиса. Ими, с одной стороны, являются мигранты, которых организованно переправляют в Беларусь, с другой же стороны – это страны, на границах которых эти мигранты пытаются предпринять некоторые действия, которые в данном случае заключаются в незаконном пересечении границ Польши, Латвии Литвы – стран, имеющих общую границу с Беларусью. Эти страны, с одной стороны, являются участницами Европейского Союза, с другой же стороны они входят в НАТО. Кризис мигрантов не является чем-то новым для Европейского Союза, отмечает Дионис Ченуша. Последний масштабный кризис мигрантов случился в 2015 году и был в основном спровоцирован ситуацией в Сирии. Большинство мигрантов, пытавшихся найти убежище и получить помощь в странах ЕС в 2015 году, были сирийскими беженцами. Они были приняты в Евросоюзе в статусе беженцев.

Кризис мигрантов, разразившийся в этом году на границах стран ЕС, имеет несколько иную природу. Как отмечает политолог, некоторые европейские эксперты считают, и тому есть доказательства в виде эмпирических данных, что этот кризис является искусственным, он спровоцирован конкретными действиями, организованными минскими властями для оказания давления на ЕС и соседствующие с Беларусью страны. „Чего не наблюдалось в 2015 году, когда кризис носил более естественный характер, а люди встали на путь скитаний из-за крайне сложной ситуации в Сирии”. Нынешний кризис не затухает, разве что он колеблется между гуманитарным кризисом и угрозой вооружённых столкновений, и ситуация усугубится в зависимости от действий Минска, от того, какой будет позиция Беларуси, проявят ли ЕС и НАТО солидарность с Польшей, Латвией и Литвой, и какими окажутся погодные условия, потому что на улице холодает, и мигранты не могут жить в лагерях, им нужно безопасное и тёплое место для проживания, где есть горячая пища. По данным Беларуси, порядка 25% мигрантов составляют женщины и дети. Эта ситуация порождает гуманитарную проблему”, - указал политолог.

Чрезвычайный и полномочный посол Польской Республики в Республике Молдова Бартоломей Зданюк считает обсуждаемую тему крайне тяжёлой и очень серьёзной, она затрагивает саму безопасность этой части Европы. По его мнению, каждый раз, когда случаются кризисы, им непросто подыскать подходящее название. „Слово „кризис” является весьма расплывчатым. Вопрос в следующем: действительно ли мы имеем дело с кризисом или, может быть, это нечто другое? В ряде выступлений представителей Польши прозвучало выражение, которое я считаю более подходящим – „гибридная война”. Мы имеем дело с гибридным нападением на нашу независимость со стороны государства, которое использовало и использует удобные возможности для своих действий, стремясь достичь конкретные цели. Понятно, что здесь нельзя говорить о чём-то случайном, спонтанном. Из тех мест, уроженцами которых являются эти люди, невозможно спонтанно добраться до восточной границы Польши. Имеются явные доказательства, свидетельствующие о том, что их прибытие было организовано, что кто-то заработал на этом денег, не говоря уже об иных целях. Видно, что власти принуждают людей форсировать границу”, - заявил посол.

Дипломат добавил, что речь идёт об организованном процессе, в ходе которого страдают люди, ищущие более подходящего места для проживания. „Все они, безусловно, этого хотят, но чего не хочет никто, ни при каких обстоятельствах, так это нарушения закона, нарушения процедур, потому что существует процедура пересечения границы. Польша по ряду причин не может позволить себе открыть границу, потому что это означало бы, что закон не един для всех, что некоторым нужно его соблюдать, а другие могут этого не делать. К тому же, кто эти люди? Неизвестно. Каждое государство имеет право знать, кто прибывает на его территорию. Каждого въезжающего человека проверяют. Послов и президентов также проверяют при въезде на территорию того или иного государства: они предъявляют паспорт”. Посол Бартоломей Зданюк заявляет, что Польша крайне обеспокоена происходящим, этим желанием достичь неких целей способами, которые Варшава расценивает как очень уродливые: использование человеческих жизней для зарабатывания деньги и для достижения неких целей.

Чрезвычайный и полномочный посол Украины в Республике Молдова Марко Шевченко поддержал позицию своего польского коллеги и политолога Диониса Ченуша, согласно которой нынешний кризис носит искусственный характер. „И если быть точным, то это не кризис. Термин „гибридная атака” более уместен в этой ситуации. Одним из элементов, отличающих этот процесс от других, является более заметное участие в нём официальных или полуофициальных белорусских структур. Многие помнят ещё со времён СССР о том, что в приграничной зоне всегда действовал особый режим, и никто не мог попасть туда без разрешения или проверки. После распада СССР все эти практики претерпели изменения, но в таких государствах, как Беларусь и другие постсоветские страны, они в основном сохранились. Поэтому сам факт, что такое большое количество мигрантов имеет возможность находиться в приграничной зоне столь долгое время, что их кормят и обеспечивают всем необходимым для проживания там, означает, как минимум, создание для них благоприятных условий официальными структурами Беларуси. Думаю, именно этот момент отличает данный кризис от других кризисов мигрантов, случившихся в предыдущие годы”, - разъяснил посол Украины.

В контексте „гибридной атаки”, связанной с мигрантами, посол напомнил о кризисе поставок газа, о концентрации российских войск вдоль границы, „в том числе и в Крыму, временно оккупированном Российской Федерацией”, а также о других жестах и событиях последних месяцев. Дипломат утверждает, что всё это породило общий эффект, который можно описать как „создание атмосферы хаоса”, поэтому необходимо принять ряд решений за очень короткий срок, и „если страна или организация не готовы принимать серьёзные решения в очень короткие сроки, это означает большие шансы на то, что в дальнейшем им придётся принимать решения со всё большими ошибками”. По словам Шевченко, выгодополучателем этого процесса является „тот, кто готовит и реализует план такой гибридной атаки.” Эта гибридная атака на границы Польши, а чуть ранее – на границы Литвы, не является конечной целью, это – рядовое явлением, и оно не последнее в этом ряду. „Сейчас мы наблюдаем подготовку к развязке, но не саму развязку. Поэтому было бы очень интересно увидеть, кто является выгодополучателем этой ситуации”, - считает украинский посол.

Публичные дебаты „Кризис мигрантов в Беларуси: причины, угрозы, решения” стали 214-ми в цикле дебатов „Развитие политической культуры посредством публичных дебатов”, реализуемом при поддержке немецкого Фонда Ханнса Зайделя.